Закон коррупция

Содержание

Фз 273-фз о противодействии коррупции – федеральный закон о противодействии коррупции

Закон коррупция

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — «О специальной оценке условий труда«).

Фз 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в 307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

Фз 273 о противодействии коррупции с последними изменениями на 2018 год.

Краткое содержание

Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с ФЗ 294, полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей).

Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273  о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

Краткое содержание не позволит указать все методы борьбы с таким явлением, но интересно, что пункт первый среди них указывает на необходимость формирования нетерпимости к любой форме коррупционного поведения у россиян.

Также важными мерами являются:

  1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
  2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
  3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

Понятие коррупции

Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон  о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

Федеральный закон 273 ФЗ  о противодействии коррупции — перечень должностей

Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями.

Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен.

Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция.

План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами.

Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

  1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
  2. Законность должна быть обеспечена;
  3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
  4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ.

Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан.

Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

Источник: https://atc-assist.ru/zakon/federalnyj-zakon-273-o-protivodejstvii-korrupcii.html

Обзор изменений федерального законодательства в сфере противодействия коррупции – ФСТЭК России

Закон коррупция

В связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), перенесен до 1 августа 2020 г. срок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Также поручено Правительству Российской Федерации продлить до 1 августа 2020 года включительно срок представления руководителями федеральных государственных учреждений указанных сведений за отчетный период 2019 года.

Настоящим указом поручено руководствоваться и при продлении срока органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 24.04.2020 N 143-ФЗ

Уточнены антикоррупционные требования и ограничения, предъявляемые к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, в частности, что запрет на участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией не распространяется на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Указ Президента РФ от 29.05.2020 N 342

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” утверждено Положение о порядке предварительного уведомления Президента Российской Федерации лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, обязано заблаговременно направить Президенту Российской Федерации уведомление в письменной форме о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями.

Определены сведения, которые должны содержаться в направляемом уведомлении.

К уведомлению прилагаются копия устава некоммерческой организации, в управлении которой лицо намеревается участвовать, и копия положения об органе некоммерческой организации (при наличии такого положения).

Лицо, замещающее государственную должность, участвующее в управлении некоммерческими организациями, обязано уведомить Президента Российской Федерации в порядке, установленном утвержденным Положением, в том числе об изменении наименования, местонахождения и адреса некоммерческой организации, о ее реорганизации.

Указание Банка России от 14.04.2020 N 5440-У

С 1 сентября 2020 года вводится форма сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления гражданами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

С указанной даты сведения предоставляются кредитной организацией и некредитной финансовой организацией по единой форме, установленной приложением 1 к Указанию.

Наряду с указанными сведениями организация обязана предоставить выписку о движении денежных средств по счету за отчетный период, в случае ее истребования гражданином (его представителем). Выписка по счету в драгоценных металлах как приложение к форме сведений не предоставляется.

Согласно Указанию организация обязана предоставить гражданину (его представителю) сведения на указанную им отчетную дату на бумажном носителе или в электронном виде (по его выбору) не позднее 5 рабочих дней после дня обращения.

Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Источник: https://fstec.ru/protivodejstvie-korruptsii/normativnye-pravovye-i-inye-akty/48-inye/2104-obzor-izmenenij-federal-nogo-zakonodatel-stva-v-sfere-protivodejstviya-korruptsii

Закон о противодействии коррупции в РФ

Закон коррупция

Бесплатная консультация юриста по телефону:

В современной Российской Федерации вопрос коррупции является одним из самых острых.

Это явление не только разлагает принципы демократического общества, но и вынуждает квалифицированных кадров увольняться по причине неприятия такового.

К тому же, сами по себе взятки становятся своего рода дополнительным налогообложением, значительно увеличивающие затраты индивидуальных предпринимателей и рядовых граждан.

В противовес рассматриваемому явлению, государством вырабатываются стратегии противодействия коррупции. Чтобы структурировать и регламентировать их, был разработан и одобрен Федеральный закон № 273. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Какие актуальные поправки вводились в его текст в последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 — Основная терминология;
  • Ст. 2 — Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 — Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 — Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 — Организация противодействия;
  • Ст. 6 — Профилактические меры;
  • Ст. 7 — Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 — Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 — Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 — Конфликт интересов;
  • Ст 11 — Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 — Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 — Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 — Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция — совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие — деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты — законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией — полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Действующая редакция закона

Как любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, федеральный закон № 273 регулярно претерпевает процедуру внесения поправок. Данные меры производятся с целью актуализации регламента в стремительно изменяющейся экономической и правовой обстановке современной России.

Последние обновления в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

В качестве изменяющего акта выступил Федеральный закон № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».

Постановление, изложенное в статье 6 ФЗ 63 вносит в актикоррупционный закон следующие поправки:

  • Текст части 3 статьи 8 в новой редакции гласит, что сведения о любых доходах гражданина при поступлении на работу или учёбу представляют собой данные ограниченного доступа. В случае непоступления на работу или в учебное заведение, информация ликвидируется. Использование подобных данных является неправомерным. Также в рассматриваемую статью внесён пункт 1.1, гласящий о том, что граждане, поступающие на учёбу или на работу, обязаны предоставить информацию о доходах;
  • Статья 10 ФЗ 273 дополнена пунктом 3, определяющим, что обязанность по организации мер по урегулированию конфликтов интересов возлагается на служащих госструктур, Центрального банка и муниципалитетов. В некоторых случаях схожую ответственность несут заместители уполномоченных лиц.

Следует обратить внимание также на следующие изменения, привнесённые в рассматриваемый Федеральный закон в более ранние сроки:

  • Встатье 7, изменения от 21 ноября 2011 года. В соответствии с поправками, одними из основных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов являются унификация юридических прав муниципальных и государственных служащих;
  • В соответствии с поправками от 2009 года, текст статьи 9 закона о противодействии коррупции гласит, что служащие обязаны оповещать работодателей о фактах коррупции. В противном случае, умолчание о таковых засчитывается как административное правонарушение, а в некоторых случаях — как содействие преступлению;
  • В статье 11, редакция от 5 октября 2015 года. В настоящей части изучаемого нормативного акта определяется порядок предотвращения конфликтов интересов. Допускаются даже такие меры, как устранение должностного лица, являющегося одной из сторон конфликтной ситуации;
  • В статье 12, последние изменения внесены 21 ноября 2011 года. Согласно указанной части изучаемого закона, физическое лицо, уволенное с государственного поста, в течение 2 лет имеет право замещать сотрудника на соответствующей должности. Основанием для этого служит трудовой договор. В случае нарушения данным лицом трудовых полномочий, соответствующее соглашение расторгается.

Важно помнить, что, в соответствии с актуальными нормативами статьи 13, за нарушение антикоррупционного регламента, гражданам РФ и иностранным лицам грозит административное, уголовное и дисциплинарное взыскание.

Скачать закон о противодействии коррупции в РФ

В целях более подробного ознакомления с ФЗ 273, рекомендуется изучить его актуальный текст. Скачать ФЗ о противодействии коррупции с последними изменениями можно по следующей ссылке:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/273-fz-o-protivodejstvii-korrupcii/

Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?

Закон коррупция

Основныеположения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с ПредседателемКомитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.

Мнепредлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как законзащищает мои права?

Если вам предлагают дать взятку или тем более у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.

Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявлениепреступлений коррупционной направленности.

В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.

Важно помнить, что закон всегдана стороне того, кто отказывается от дачи взятки.

И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взяткиявляется отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 летлишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.

Ответственностьгрозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?

Да, дача взятки – точно такое женарушение закона, как и ее получение.

За дачу взятки должностному лицуст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от двух до 15лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млнрублей), а также значительные штрафы.

Освобождение от уголовной ответственностиза дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело местовымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он самдобровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всехостальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.

А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?

В России для лиц, совершающих коррупционныепреступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.

При этом введена система дополнительных санкций,таких как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискацииимущества, лишения права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублейили быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.

Кроме ст. 290 УК РФ (получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такогопосредничества. В последнем случае наказание может составить до семи лет лишениясвободы.

И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительныеработы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либолишение свободы — до одного года.

И уголовной ответственности за получение взяткиможно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.

Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского можетсчитаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?

Нет, по российскому уголовномузаконодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценныебумаги, имущество, например машина или квартира, или, как у классика — борзыещенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественногохарактера.

Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главномуврачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционногозаконодательства.

Государственным и муниципальнымслужащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещенополучать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездокили развлечений, или того же лечения.

Все подарки, полученные на протокольных,официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.

Они признаютсягосударственной или муниципальной собственностью.

И даже подарки, которые, на первыйвзгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действияв интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимопомнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получалза право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственностиза получение взятки.

Какконтролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозитза сокрытие информации?

По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальныедолжности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежатконтролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетнихдетей.

За непредоставление такой информацииили сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по законудолжностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождениякоторых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.

Но в минувшем году мыусовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежнаясумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.

Кроме того, состояние должностных лиц теперьконтролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контрольза их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.

Наконец, мыприняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиямипо эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено ихиметь.

Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу надсовершенствованием антикоррупционного законодательства.

Она носит уже скорее точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственностипривлекались должностные лица самого высокого ранга.

Но одним из важнейших вопросовостается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкогопонимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.

Источник: http://duma.gov.ru/news/46604/

Компетентность и эффективность законов о противодействии коррупции

Закон коррупция

Закон о противодействии коррупции важен не только как гарант незыблемости государственного уклада, но и с гражданской, обывательской точки зрения. Даже само слово «коррупция» (coruptio) переводится с латинского как «подкупать», «портить».

Это явление известно человечеству задолго до появления денег в современном их понимании, со времен товарно-бартерных отношений и, видимо, паразитировало даже на теле первообщинных кланов.

Ныне же это постоянный, хоть и весьма нежеланный спутник государственности.

Что нам известно о коррумпированности и взяточничестве

Историки утверждают, что уже законы Хаммурапи, жившего почти четыре тысячелетия назад, предусматривали особую статью, согласно которой взяточников сурово наказывали.

Одна из литературно-юридических памяток (клинопись), упоминает о коррупции в управленческом аппарате древнего Вавилона.

Массовые всплески ничем неприкрытого мздоимства зафиксированы в документах времен вавилонского пленения евреев в 597-538 гг.

Коррупция в современных российских реалиях (и прочих странах СНГ) достигла действительно невероятных масштабов. И это в тот момент, когда РФ находится и в без того сложных социально-экономических условиях. Мздоимство поглотило не только отдельные республики, оно отрицательно сказывается на общей обстановке в Федерации.

Бороться с этим явлением можно только системно, так как оно нарушает порядок управления государством и подрывает авторитет управленческой верхушки. Нужен не только план, но и определенные действия государственных органов. Гражданские инициативы тоже не должны оставаться в стороне, обеспечивая гарантированный государством принцип равенства перед судом и законом.

Антикоррупционное законодательство — важный шаг противодействия

В этом плане принятие ФЗ от 25.12.2008г, за №273 «О противодействии коррупции» можно расценивать как необходимый шаг на пути к стабилизации отношений между обществом и власть имущими.

Появляется логичный вопрос: «Зачем нужен подобный закон, если в действующем законодательстве РФ уже прописаны разные виды ответственности за взяточничество, коммерческий подкуп и злоупотребление властью?».

Конечно, все это так, но карательные функции не единственное, что обеспечивается государством, обязательно нужно уделить внимание профилактике и предупреждению взяточничества. И именно с этой целью был разработан и внедрен целый комплекс мероприятий, дающих возможность предотвратить даже саму мысль о коррупционном поведении, а также позволяющий выявлять и пресекать факты подобных действий.

Вне зависимости от периодов и эпох, причины возникновения коррупции всегда едины, а связь ее с государственным аппаратом — неразрывна.

Социологи и политологи не берутся судить о реальных шансах полностью победить коррупцию, однако они настаивают, что особые меры, принимаемые в области экономики, юриспруденции и организации управления государством, приведут к минимизации такого явления, как привычка просить и брать взятки. Равенство перед законом является гарантом честности гражданина, живущего в правовом государстве.

Характеристика антикоррупционного закона в Российской Федерации

Зачем нужны законы о противодействии коррупционным схемам? Рассматривая ФЗ «О противодействии коррупции», нужно заметить, что он является не столько нормативно-правовым, сколько программным документом.

Благодаря ему выделены основные направления деятельности государственных органов, отвечающих за успешность борьбы с коррупцией. Указы и постановления, изданные на основе данного закона, устанавливают сферу применения антикоррупционной политики, выделяя, в первую очередь, направление служебных отношений.

Кроме того, все официальные ожидания и результаты фиксируются, предоставляясь гражданам РФ в открытом доступе.

Только с этой позиции следует давать оценку необходимости и важности закона. Естественно, после его принятия последовала вполне ожидаемая критика, затрагивающая вопросы сложности реализации предписанных действий.

Выступая как нормативные акты программного толка, комментируемые постановления требуют незамедлительного принятия ряда развивающих их положения документов.

По сути, это акт, систематизирующий разные правовые нормы с целью борьбы со взяточничеством:

  • это первый шаг на пути формирования самодостаточной законодательной отрасли по противодействию коррупционерам;
  • определен ряд противоправных деяний, отраженных в законе в качестве коррупционных;
  • выделены формулировки определяющих понятий и принципов;
  • созданы подкрепляющие нормативные акты, доработка которых приведет к уменьшению рисков.

Комментируемый ФЗ в юридической практике РФ является актом прямого регулятивного действия, вовлекая в процесс и социум. В чем, собственно, и состоит его ценность.

В документе четко прописаны запреты, ограничения, нормы ответственности и обязанности граждан, вне зависимости от их статуса, должности и заслуг.

Закон применяется как на общегосударственном, так и на муниципальном уровне, являясь системообразующим звеном правовой основы противодействия коррупции.

Характеристика антикоррупционного закона в Республике Казахстан

На текущем этапе формирования антикоррупционного законодательства РК к процессу создания действующей системы привлекаются специалисты самых различных отраслей юриспруденции. Это повлекло множество изменений в порядке поступления граждан на государственную службу, изменило правовое положение госслужащих, требования к ним. Наложило и ограничения в их работе и социальной жизни.

Главные изменения пришлись на долю закона РК «О государственной службе». Правки внесены в статус служащих на политическом поприще, например, в ст.18-1 установлены правила ротации.

Теперь в налоговой службе не могут работать лица, привлекавшиеся ранее по делу о коррупционных правонарушениях (п.6-3 ст. 4).

Руководителя государственного уровня, принявшего на работу лицо, ранее уволенное за коррупцию, самого могут уволить с занимаемой должности (п.7-2 ст.27).

Полностью изменен подход к аттестации и конкурсному набору. Концептуально новую модель разрабатывали сотрудники Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Была опробована двухэтапная процедура конкурса на занятие административных должностей, внедрили новую систему оценки качества проведенной чиновниками работы.

Особое внимание уделили и мерам по борьбе со взяточничеством. Наглядный пример — Указ Президента КР №793 от 22.04.

2009 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохрани­тельной деятельности в Республике Казахстан».

В нем выражена необходимость внедрения кардинальных новшеств в антикоррупционные законы. Кроме того, Президент потребовал усовершенствовать и унифицировать подзаконные акты, касающиеся правоохранительных служб.

Был написан и принят закон РК «О правоохранительной службе», регулирующий общественные отношения, связанные с поступлением на правоохранительную службу, ее прохождением и прекращением, определением правового статуса, материального обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов». С особым ударением на важности антикоррупционной борьбы. Это отлично видно по содержанию главы №2.

Пункт 6.ст.6 гласит, что на службу в правоохранительные органы не могут поступить:

  • лица, отказавшиеся принимать ограничения, предписанные в законодательстве с целью предотвращения действий, которые могут спровоцировать их на использование своего статуса и авторитета в корыстных целях;
  • лица, которые за три года до поступления на службу привлекались к ответственности по делу о коррупции;
  • лица, на которых за год и менее перед поступлением на службу суд налагал взыскание за предумышленные противозаконные деяния;
  • лица, совершившие коррупционные преступления;
  • лица, ранее уволенные с работы за коррупцию.

Принятием закона от 29.12.2010 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и борьбы с коррупцией» были закреплены правки антикоррупционной направленности.

Перед антикоррупционными ФЗ России, как и перед подобными им подзаконными актами, принятыми в РК, ставится только одна цель — предупредить возможность дачи/получения взятки должностному/должностным лицом, что способствует прозрачности гражданско-правовых отношений и становлению государственности.

Источник: https://PotrebPrav.ru/zakon/kompetentnost-i-effektivnost-zakonov-o-protivodejstvii-korruptsii

Ответственность за коррупцию в России

Закон коррупция

Коррупция – это бич современной России. Количество коррупционеров увеличивается прямо пропорционально росту числа новых чиновников.

По данным международного Индекса восприятия коррупции Россия входит в 50 самых коррумпированных стран мира. При этом большую часть осужденных за коррупционные действия составляют мелкие взяточники, в то время как крупные продолжают заниматься противоправными действиями.

Коррупция (ст. 290 УК РФ) – это одно из тех немногих преступлений, ответственность за которые предполагает применение существенных штрафных санкций, размер которых определяется, исходя из суммы полученной взятки.

Понятие и особенности коррупционных преступлений

Определение, что такое коррупция, содержится в специальном законе – ФЗ-273 «О противодействии коррупции».

Понятие коррупции включает в себя следующие категории преступлений:

  • Получение взятки;
  • Дача взятки;
  • Злоупотребление полномочиями;
  • Коммерческий подкуп;
  • Иные виды незаконного использования должностного положения.

Главный мотив совершения коррупционных действия – это корыстный мотив. Чиновник идет на нарушение законодательства с целью извлечения выгоды в виде денег, имущества, имущественных и неимущественных прав.

При этом выгоду может приобретать, как он сам, так и другое лицо, в интересах которого совершается преступление.

Не только чиновники выступают фигурантами коррупционных преступлений. Ими могут стать любые сотрудники, имеющие определенную степень власти, и действующие в личных интересах, а не в интересах той организации, сотрудником которой они являются.

Особо широко развита коррупция в деятельности следующих работников:

  • Чиновники;
  • Депутаты;
  • Политики;
  • Судьи;
  • Прокуроры, адвокаты, сотрудники следствия и полиции;
  • Врачи;
  • Учителя школ и ВУЗов;
  • Сотрудники местных администраций и т.д.

В 2015 году президентом были приняты поправки в УК РФ и УИК РФ о снижении минимальных размеров штрафов за дачу и получение взятки.

Сегодня самым главным коррупционным делом в стране является осуждение бывшего министра экономического развития – Алексея Улюкаева, отбывающего срок за получение взятки.

Объектом взятки могут стать следующие ценности:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Ремонт квартиры;
  • Строительство дачи;
  • Занижение стоимости продаваемого имущества;
  • Уменьшение арендных платежей и др.

Очевидно, что выступать в роли взятки и выгоды может что угодно.

Не может быть взяткой только услуги нематериального характера, которые не влекут появление имущественной выгоды. К примеру, это может быть высокая рецензионная оценка.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление полномочиями представляет собой незаконное использование служебного положения, когда это приводит к возникновению ущерба или затрагиванию чужих интересов. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 201 УК РФ.

Быть субъектом такого преступления могут быть следующие лица:

  • Единоличный исполнительный орган компании;
  • Член совета директоров;
  • Член иного коллегиального исполнительного органа;
  • Лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Максимальный срок за злоупотребление полномочиями равен 10 годам лишения свободы при условии, что преступные действия привели к тяжким последствиям.

Коммерческий подкуп

Подкуп тесно связан с понятиями дачи взятки и ее получения. Однако, коммерческий подкуп имеет свои отличительные особенности.

В частности, при подкупе получение денег или иных ценностей за действия или бездействия происходит лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

Ответственность за коммерческий подкуп регламентирована ст. 204 УК РФ. Привлекаться за подкуп могут, как те лица, которые получили ценности, так и те, которые их вручали.

За коммерческий подкуп в значительном размере предусмотрена ответственность в виде 3 лет лишения свободы, в крупном размере – 7 лет, в особо крупном – 8 лет тюрьмы. Это максимальные значения ответственности.

Значительным размером подкупа признается сумма в 25 000 рублей, крупным размером – 150 000 рублей, особо крупным – 1 миллион рублей.

Получение взятки

Россия участвует в различных международных мероприятиях по борьбе с коррупцией. В частности, в 2006 году была ратифицирована Конвенция ООН против коррупции, согласно которой каждый гражданин имеет право сообщить об известных ему фактах нарушения закона.

Ответственность за получение взятки установлена ст. 290 УК РФ, согласно которой стать фигурантами уголовного дела могут стать:

  • Должностные лица;
  • Иностранные должностные лица;
  • Должностные лица публичных международных организаций.

Не имеет значения для обнаружения факта преступления по ст. 290 УК РФ лично или через посредника была получена взятка.

За обычное без квалифицирующих отягчающих признаков получение взятки может последовать следующее наказание:

  • Штраф до 1 миллиона рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 2 лет;
  • Штраф от 10 до 50 размеров полученной взятки;
  • Исправительные работы от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

Когда виновное в преступлении лицо занимает государственную должность на федеральном, региональном или местном уровне, ему может грозить до 10 лет тюрьмы. Это является отягчающим вину обстоятельством.

Кроме него, к таким обстоятельствам относятся:

  • Значительный, крупный и особо крупный размер взятки;
  • Совершение преступления группой лиц по сговору или ОПГ;
  • Применение вымогательства при получении взятки.

Дача взятки

Сесть в тюрьму можно не только за получение взятки, но и за ее дачу. Дача взятки признается действующим законодательством точно таким же опасным преступлением, как и получение взятки. В УК РФ ответственность за вручение конверта с деньгами предусмотрена ст. 291.

Дача взятки напрямую или через посредника преследуется по закону следующими видами ответственности:

  • Штраф до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до года;
  • Штраф от 5 до 30 размеров взятки;
  • Исправительные работы до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 2 лет.

Виновному в даче взятки грозит до 15 лет тюрьмы, если сумма взятки будет отнесена к особо крупному размеру. УК РФ при этом устанавливает особые случаи освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки.

Это могут быть следующие обстоятельства:

  • Виновное лицо активно способствует раскрытию или расследованию преступления о даче взятки;
  • В отношении виновного лица имело место вымогательство взятки;
  • Виновное лицо добровольно призналось в содеянном в отделении полиции.

Наказание за коррупцию в России строгое. Однако, доказать сам факт наличия коррупционной составляющей довольно непросто. Давно закончилось то время, когда взятки передавали из рук в руки в конвертах.

Сегодня для этого используются банковские счета, офшоры, подставные юридические лица, коммерческие расходы, фиктивные тендеры и прочие, с виду вполне законные, предпринимательские действия.

Для активной борьбы с коррупцией требуется активизировать все гражданское население. Большая часть таких преступлений раскрывается именно по доносам неравнодушных граждан, после чего организовывается поимка на живца с мечеными деньгами.

Куда жаловаться на коррупцию чиновников?

С 2017 года активно ведется разработка изменений в закон «О коррупции», которые коснутся усиленной защиты сотрудников тех предприятий и ведомств, которые сообщат об известных им фактах коррупции.

Подобные меры действительно крайне необходимы, ведь многие из граждан не сообщают о коррупции, боясь за собственную жизнь или работу.

Для тех, кто не боится за свою безопасность и готов проявить свою активную гражданскую позицию, мы представим рекомендации по действенным методам сообщения о коррупции.

В стране борьбой с коррупцией занимается ГУ МВД РФ, в частности, подразделение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.

Кроме того, на территории страны действует общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией», куда также можно подать свои обращения.

Итак, пожаловаться на коррупционеров можно в следующие организации:

  • ГУЭБиПК МВД РФ. В Москве эта организация расположена по адресу: ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Узнать региональные адреса подразделений можно на сайте управления.
  • Комитет по борьбе с коррупцией расположен в Москве, бульвар Зубовский, д.4. Подать обращение можно по электронной почте или направлением обычного бумажного письма.
  • Администрация Президента РФ – город Москва, 2-й Хорошевский проезд, д. 7, корп. 1.
  • Первое антикоррупционное СМИ — http://pasmi.ru/contact.

Каждый гражданин по закону в 2020 году имеет право анонимно сообщить о коррупции.

При подаче не анонимного обращения сотрудники, принявшие его, обязаны сохранить имя свидетеля коррупции в тайне.

Однако, если человек даже при этом опасается за свою безопасность, лучше подавать обращения через звонки в таксофонов или анонимными письмами.

Так или иначе служба, получившая обращения, обязана его проверить за достоверность.

Коррупция – это фактор дестабилизации экономической, социальной и политической жизни в стране. От роста и развития коррупции ухудшается не только позиция страны на мировой арене, но и благосостояние каждого отдельного ее гражданина.

Бороться с беспределом, царящим в кругах чиновников и бюрократов, это долг каждого человека.

Взяточничество является уголовным преступлением, и виновные лица должны нести такую же уголовную ответственность, как и обычные граждане, преступившие закон, без учета их высоких должностей и связей.

  • Ответственность за вымогательство взятки

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/korrupciya-statya-uk-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.