Закон о предоставлении дошкольного образования

Содержание

Новые правила дошкольного образования вводятся с 1 января 2021 года: Приказ Минпросвещения России № 373 от 31 июля 2020

Закон о предоставлении дошкольного образования

Новые правила образовательной деятельности для дошкольных организаций (детские сады и ясли) вступают в силу с 1  января 2021 года.

Министерство Просвещения РФ издало приказ № 373 от 31 июля 2020 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования”.  (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2020 г. N 59599).

Формы получения дошкольного образования, обязанности родителей, желание ребёнка

Дошкольное образование может быть получено  либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций – в форме семейного образования.

При выборе формы семейного дошкольного образования учитывается желание ребёнка.

 Родители, помните об этом!

О принятом решении получать семейное образование родители должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают. 

Это означает, что родители, принявшие решение о том, что ребёнок не будет посещать ясли и (или) детский сад, обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок получил образование дома в соответствии с утверждёнными государством образовательными стандартами и обеспечить получение такого образования.

Нельзя просто так оставить ребёнка дома, необходимо, чтобы он усвоил образовательную программу, иначе обязанности родителей не будут считаться исполненными надлежащим образом, со всеми, вытекающими условиями.

Требования к образовательным программам организаций дошкольного образования

В детские сады (ясли) могут принять ребёнка с 2 месяцев от рождения, организации дошкольного образования обязаны осуществлять уход за детьми и их образование до прекращения образовательных отношений (до школа или ухода из детского сада (яслей).

Федеральным образовательным стандартом устанавливаются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы с учётом требований федеральных образовательных программ (на основе примерных образовательных программ дошкольного образования). Это означает, что любые частные детские сады, реализующие образовательные программы, обязаны разрабатывать, утверждать и реализовывать программы дошкольного образования, то есть обучать детей. Образовательная деятельность в образовательных организациях осуществляется на русском языке, это общее правило. Образовательная деятельность может осуществляться и на родном языке (из числа языков народов Российской Федерации), если соответствующее заявление подано родителями, а соответствующая образовательная программа – утверждена организацией дошкольного образования.

Образовательная организация может иметь утверждённую образовательную программу на иностранном языке, в таком случае с учётом законодательства РФ, ребёнок может получать образование на иностранном языке.

Дошкольная образовательная деятельность ведётся в детских группах. Указанные группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. 

Группы общеразвивающей направленности. В указанных группах осуществляется  образовательной программы дошкольного образования.

Группы компенсирующей направленности.

В таких группах реализуется адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).

Группы оздоровительной направленности.

Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Группы комбинированной направленности. В подобных группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

Группы разного возраста. В образовательных организациях могут быть организованы группы разного возраста, в которых обеспечивается развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет. В группах раннего возраста образовательные программы дошкольного образования не реализуются (подобной обязанности у образовательной организации не имеется). Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования. Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Приказ допускает создание групп по присмотру и уходу за детьми от 2-х месяцев без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня   

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов. Режим работы образовательной организации устанавливается её внутренними документами (локальными актами). В зависимости от длительности пребывания ребёнка в организации дошкольного образования приказом вводятся несколько видов групп: Группы кратковременного пребывания. Могут работать до 5 часов в день. Группы сокращённого дня: Функционируют в течении 8-10 часов в день. Группы полного дня: 10,5-12-часовое непрерывное пребывание в сутки.   Группы продлённого дня: 13-14 часов пребывания в течении суток; Группы круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей возможна организация групп пребывания детей в выходные и праздничные дни. Если в группе реализуются образовательные программы, то она не может функционировать менее 3-х часов в день. Родители несовершеннолетнего ребёнка, обеспечивающие ребёнку получение семейного образования имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы Указанное право реализуется через соответствующие консультационные центры, которые могут быть организованы, в том числе, при дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. 

Источник: https://vkirove.ru/news/2020/09/04/novye_pravila_doshkolnogo_obrazovaniya_vvodyatsya_s_1_yanvarya_2021_goda_prikaz_minprosveshcheniya_r.html

«Шпаргалка» для тех, кто идет в суд (отстаивая право свое ребенка на место в детском саду)

Закон о предоставлении дошкольного образования

Ссылки на законы:

Конституция РФ (ст. 43) гласит: «…Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях…»

Однако Конституция не говорит, что именно заключается в понятии «дошкольное образование», и чиновники часто пользуются этим, пытаясь доказать вам, что первые воспитатели — это родители, вот и воспитывайте сами своих детей до школы, или что группа кратковременного пребывания — полноценная и законная замена детскому саду.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Дело в том, что Конституция и международные законы и договоры, подписанные Россией, устанавливают само право, а его регулирование (получение и реализацию) осуществляют законы и подзаконные акты — распоряжения исполнительной власти.

Законы федеральные и субъектов Федерации разъясняют, что собой подразумевает право, кто его имеет и какие органы власти помогают его осуществить.

Нормативные акты органов исполнительной власти устанавливают, каким образом и в каком порядке это право реализуется.

Следует помнить, что право на дошкольное образование в нашей стране — заявительное, то есть если вы не зарегистрировали ребенка в очереди, то и предоставить вам место в детском саду у мэрии нет никаких оснований.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 18) говорит: «…Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений …»

Типовое положение о дошкольном образовании (п.

3), принятое Правительством России и обязательное для всех государственных и муниципальных МДОУ, поясняет: «…Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет…»

Как известно, у нас есть три уровня власти: федеральный (РФ), региональный (область, край, республика) и местный (город). И кто же должен нести ответственность за нарушение прав наших детей? Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п.

13 ст. 16) говорит: «…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…». Следовательно, ответственность лежит на администрациях (мэриях) городов. Именно они обязаны сохранять и расширять сеть детских садов.

Поскольку законодательство о дошкольном образовании несовершенно и сама по себе формулировка п. 2 ст. 43 Конституции (об общедоступности и бесплатности дошкольного образования) неконкретна, Конституционный суд разъяснил нерадивым чиновникам, как ее следует понимать.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П говорится, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Также судом отмечается, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.

Помимо всего, говорится о том, что образовательное учреждение должно находиться на разумном географическом удалении.

Несмотря на то, что постановления Конституционного суда не имеют силу закона и потому не принимаются в суде в качестве аргумента, они разъясняют (толкуют) Конституцию, поэтому фактически эти их разъяснения придают Конституции дополнительный вес и обязывают власти действовать в соответствии с этими толкованиями (см. ФЗ-1 «О Конституционном суде Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством, порядок устройства детей в детский сад (предоставление мест) определяется исключительно органами местного самоуправления, в частности, администрацией города (района) или, если вы живете в сельской местности, непосредственно дирекцией детского сада. Этим занимается особая структура в мэрии — управление (департамент, отдел) образования. (Кстати, именно поэтому не имеет никакого смысла обращаться за помощью к Президенту РФ, Папе Римскому и т.д.: все ваши обращения вернутся в управление по дошкольному образованию). Как раз на этом уровне существует громадное количество нарушений законодательства. Основные особенности реализации органами местного самоуправления своих полномочий в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • Орган местного самоуправления имеет свое положение о комплектовании детских садов;
  • Орган местного самоуправления распределяет места в детских садах только своего муниципалитета;
  • Места распределяются, в связи с их нехваткой, в порядке очереди;
  • Существуют группы детей, имеющие право на получение места в детсаду вне очереди и в первую очередь (это право регулируется как федеральными законами, так и местными актами, и прописывается в положении о комплектовании);
  • Для распределения мест орган местного самоуправления создает некую комиссию, которая утверждает списки детей на получение мест;
  • Для реализации своего положения о комплектовании муниципалитет ведет списки очереди (при этом помимо «основной» очереди может существовать «льготная» очередь из тех, кто имеет право на получение места «внеочередное» и «первоочередное»), которая иногда бывает «электронной», т.е. доступна в интернете;
  • Для постановки в очередь необходимо зарегистрироваться в управлении образования;
  • Путевки выдаются только при наличии свободных мест;
  • В некоторых регионах на время стояния в очереди вам могут предложить посещение группы кратковременного пребывания.

Основные признаки незаконного бездействия (либо недостаточного действия) органа местного самоуправления в организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования:

  • В очереди надо стоять более одного года;
  • Программа по увеличению мест в МДОУ в вашей администрации отсутствует либо принята, но очередь в детские сады при ее реализации не ликвидирует либо ликвидирует спустя неоправданно долгое время;
  • Вводятся либо действуют платные группы пребывания детей в детском саду, причем плата гораздо выше, чем в среднем по городу (т.е. «коммерческие» группы);
  • Ваше управление образования не предлагает вам при регистрации ребенка в очереди написать заявление о предоставлении места в детском саду в установленный вами самими срок (например, по достижении вашим ребенком возраста 1,5 лет);
  • Ваше управление образования усиленно вводит группы кратковременного пребывания.

Основной сложностью законодательства России (в которое входят нормативно-правовые акты всех уровней власти, начиная от Конституции и международных договоров и заканчивая НПА местного самоуправления, является отсутствие четких сроков предоставления места в детском саду в группе полного дня (10-12 часов пребывания) с момента обращения в управление образования.

Тем не менее, исходя из совокупности законодательных актов, можно сделать вывод, что вам обязаны предоставить место в детском саду в ближайший установленный мэрией период комплектования (или доукомплектования) детских садов новыми воспитанниками.

Источник: https://familyr-pravo.livejournal.com/3876.html

Закон о детских садах с последними изменениями

Закон о предоставлении дошкольного образования
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Для родителей с маленьким ребенком вопрос поступления в детский сад и получения дошкольного образования — актуальный. В детском саду ребенок получает начальный базовый уровень знаний, социализируется и подготавливается к последующему обучению в школе.

Существует список категорий учреждений для дошкольного образования:

  • Общеобразовательное учебное заведение;
  • Заведение для коррекции развития детей с отклонениями;
  • Комбинированное учебное заведение;
  • Специальный центр для усиленного развития;
  • Детский сад с присмотром и оздоровлением ребенка.

Следует помнить, что количество мест в таких учреждениях ограничено и отдать ребенка в младшую группу можно с двух месяцев, а в первый класс с 7 лет.

Общие положения

Отдельно закона о приеме детей в детский сад не существует, однако информация об этой области оформлена в Федеральном законе об образовании. ФЗ 273 был принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Последние изменения в него были внесены 29 декабря 2017 года. Дошкольное образование оформлено в главе номер 7, статье 64.

О федеральном законе №152 читайте тут:

Согласно 64 статье описываемого закона дошкольное образование — это лишь начальная ступень в развитии личности.

Во время проведения обучения при дошкольном образовании формируется культурная, личностная, физическая, эстетическая, нравственная и интеллектуальная составляющая личности.

Воспитатели в детском саду подготавливают несовершеннолетних к будущему обучению в школе и других учебных заведениях, помогают укрепить здоровье ребенка и всесторонне его развить.

ФЗ 64 читайте здесь:

Специально составленные программы помогают индивидуально подойти к обучению каждого ребенка, учитывая особенности его характера, помогая сформировать новые качества или изменить дурные привычки или черты.

Дошкольное образование помогает подготовить несовершеннолетнего к достижению соответствующего уровня знаний и умений, чтобы при определенном возрасте он мог пойти в первый класс.

Для развития и поддержки детей в настоящем законе сформирован список деятельности, которая считается приемлемой для проведения занятий в детских садах. В детских садах и дошкольных учреждениях не проводятся тесты, экзамены или контрольные.

Мать, отец или другие официальные представители несовершеннолетнего имеют право получить бесплатную помощь и поддержку в сферах воспитания, диагностики, психологии и педагогики, а также получить консультации по методикам воспитания.

Консультации предоставляются родителям только в случаях, когда в детском саду существуют соответствующие законодательным нормам консультационные центры. Перечисленные виды помощи предоставляются только сотрудниками гос.

органов власти России.

Для бюджетных учреждений дошкольного образования государство выделяет средства на покупку:

  • Игрушек, подходящих к возрасту каждой группы сада;
  • Развивающих книг, журналов и других печатных объектов;
  • Мебели, соответствующей нормам законодательства и санитарным нормам;
  • Продукты, по составленному гос. органами рациону, помогающему детям получать все необходимые для роста и развития элементы и т. д.

Несовершеннолетний бесплатно зачисляется в детский сад, согласно законам России дополнительная оплата за счет родителей не осуществляется. Составляется, оформляется и подписывается специальный контракт о зачислении ребенка в детский сад.

Чтобы записать ребенка в детский сад, родителю необходимо составить заявление и подать его по месту жительства в специальную комиссию по комплектованию общеобразовательных учреждений.

В заявлении представитель несовершеннолетнего прописывает предпочтительные учебные заведения и комиссия ставит ребенка на учет в очередь для получения места.

Следует помнить, что время подачи заявления ограничено определенным периодом, который каждый год формируется государством и публикуется на официальных сайтах Правительства.

Согласно законодательству РФ, малыша можно отдать в самую младшую группу начиная с 2 месяцев, но врачи не рекомендуют этого делать, так как у него еще не окреп иммунитет.

Рекомендации врачей сводятся к тому, что лучше всего будет отдать ребенка в сад начиная с двух лет.

Ни одна организация не имеет права отказать родителям в предоставлении места без особых причин, а уважительная причина может быть только одна — отсутствие свободных мест.

Также существует электронная очередь, которой могут воспользоваться родители. Согласно законодательству РФ, подать заявку в электронную очередь необходимо не позже июля.

Определена очередность категорий граждан для поступления в детские сады при помощи электронных очередей:

  • Дети, поступающие вне очереди;
  • Категория детей, по закону поступающие первые по очереди;
  • Если семья сменила место жительства или был произведен перевод с места работы одного из родителей;
  • Категория граждан, дети которых поступают в учреждение по месту жительства;
  • По желанию.

При подаче заявки в электронную очередь требуются электронные документы или сканы бумаг. На официальных сайтах гос. услуг в сети Интернет оформлена информация о том, как можно записаться в электронную очередь или проверить собственное место в этой очереди.

Последние изменения, внесенные в закон о детских садах в РФ

Последние изменения в информацию о дошкольном образовании Федерального закона номер 273 были внесены 29 декабря 2015 года.

Изменения произошли в статье номер 65, пункте 5. Согласно этим изменениям, если родители отдают ребенка в учреждение дошкольного образования, то им положена соответствующая поддержка в виде компенсации. Денежная сумма устанавливается законодательством РФ и постановлениями Правительства России.

Выплата не должна превышать 20% от всей суммы оплаты родителей за уход за несовершеннолетним. Выплата также составляет 50% от суммы, если у семьи это второй ребенок и 70% от всей денежной суммы, если третий и т. д. Средний размер выплат за уход за ребенком устанавливается местными органами исполн.

власти субъектов РФ.

Получить компенсацию имеют право:

  • Мать или отец ребенка;
  • Близкий родственник по доверенности от родителей;
  • Законный представитель несовершеннолетнего;
  • Сотрудник органов опеки и попечительства, за которым ребенок закреплен (для трат на нужды малыша).

Читайте ФЗ об опекунах в последней редакции тут:

Сотрудники органов имеют право самостоятельно решать и вычислять критерий нуждаемости семьи. В случае, если решение было положительным, органами был оформлен документ с информацией о том, что семья нуждается в средствах, родители могут прийти с заявлением на просьбу о выплате компенсации в центр местного самоуправления.

Скачать закон о детских садах в новой редакции

Закон о предоставлении детского сада не существует, но необходимая для семей информация оформлена в Федеральном законе об образовании. Этой части посвящена отдельная глава, в которой подробно описана информация о способах и процессах зачисления ребенка в детский сад.

По статистике почти в каждой семье есть один или два ребенка, поэтому информация является актуальной и рекомендуется ознакомиться с текстом описываемого закона.

Для избежания конфликтных ситуаций, которые сейчас встречаются все чаще, между родителями и работниками образовательных и дошкольных учреждений, рекомендуется придерживаться положений ФЗ 273.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-detskix-sadax/

Территориальная доступность дошкольного образования с точки зрения закона

Закон о предоставлении дошкольного образования

В большинстве крупных городов, особенно в зонах новой застройки, в последние годы возникла серьезная проблема с предоставлением места в детском саду рядом с домом.

Родителям в качестве альтернативы предлагаются места в детских садах, расположенных на удалении от их мест проживания, порой настолько значительном, что они вынуждены отказываться от подобных предложений. Иногда в качестве альтернативы предлагаются группы кратковременного пребывания.

Это происходит в полном соответствии с местными административными регламентами.

Разберем, являются ли подобные предложения для таких детей надлежащей организацией местными властями предоставления именно общедоступного дошкольного образования, право на которое установлено статьей 43 Конституции Российской Федерации и закреплено частью 3 статьи 5 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”. Зачастую и в судебных процессах суды не разбираются в данном нюансе, полагая, что предложение места хоть где-то уже является надлежащей такой организацией.

Итак, Конституция Российской Федерации устанавливает гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (части 1 и 2 статьи 43).

Это право закрепляется в специальном законе, регулирующем правоотношения в сфере образования – Федеральном законе от 29.12.

2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ-273), в части 3 статьи 5 которого говорится, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

В отличие от школьного образования, дошкольное образование не является обязательным для граждан, а, следовательно, право на общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется в заявительном порядке.

Особо подчеркнем, что эта необязательность для властей законом не установлена, поэтому от организации его предоставления власти отказаться не вправе (в силу вышеуказанных гарантий закона) и обязаны выделять достаточные бюджетные средства для его предоставления.

Статья 3 ФЗ-273 устанавливает такие основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 44 и частью 4 статьи 63 ФЗ-273 такое право предоставлено исключительно родителям (законным представителям) обучающихся.

При таких обстоятельствах какие-либо правовые механизмы для понуждения родителей (законных представителей) к выбору одной из вариативных форм получения дошкольного образования (в группе полного дня или в группе кратковременного пребывания), к выбору конкретного образовательного учреждения для ребенка (муниципального/государственного или частного, находящегося вблизи дома или далеко от него) отсутствуют. Несогласие родителей с предложенным альтернативным вариантом в случае отсутствия мест в ранее запрошенном детском саду еще не означает, что они отказались от выбранных форм получения образования, и не свидетельствует о злоупотреблении ими своим правом такого выбора. Поэтому с местных властей не снимается обязанность организовать предоставление дошкольного образования для их детей при таком отказе.

В самом ФЗ-273 отсутствует конкретное определение доступности образования, однако означает ли это, что данное понятие может трактоваться властями (и судами) так, как им заблагорассудится?

Нет, не означает.

Понятие доступности образования было раскрыто больше 10 лет назад Конституционным Судом Российской Федерации.

В своем постановлении от 15 июня 2006 года № 5-п Конституционный Суд констатировал, что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДОСТУПНОСТЬ (в частности, установление бесплатного начального образования), но и ФИЗИЧЕСКУЮ ДОСТУПНОСТЬ, под которой названные акты понимают БЕЗОПАСНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ДОСЯГАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ либо ПОСРЕДСТВОМ ПОСЕЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА РАЗУМНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ УДАЛЕНИИ, либо путем получения доступа к современным технологиям. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Толкование норм закона и положений международных договоров Российской Федерации, приведенное в постановлениях Конституционного Суда, имеет силу закона.

Таким образом, территориальная доступность дошкольного образования должна приниматься во внимание местными властями, уполномоченными законом на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, при планировке и застройке жилых зон, а пределы удаленности дошкольных учебных заведений от мест жительства граждан устанавливаются положениями строительных правил.

Так, радиус обслуживания населения детскими дошкольными учреждениями, размещенными в жилой застройке, установлен в пункте 10.4 и таблице 5 действующего Свода правил СП 42.13330.2011 “СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений” (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г.

N 820), где указано, что в городах его, как правило, следует принимать не более 300 метров. Ни о какой транспортной доступности детских садов в данном документе не идет речи.

Данный Свод правил направлен, в том числе, на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, а его требования с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания; конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (пункты 1.1, 1.2, 1.3 Свода правил).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что движущиеся автотранспортные средства, согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются источниками повышенной опасности.

При таких обстоятельствах использование общественного или личного транспорта при посещении детского сада исключает безопасную физическую досягаемость дошкольного образования в таком детском саду.

Следовательно, для признания дошкольного образования, получаемого в детском саду вне пешей доступности от места проживания ребенка, доступным отсутствуют правовые основания.

Отсутствие мест в детских садах, расположенных в доступной близости от места проживания их будущих воспитанников (что можно приравнять к отсутствию таких детских садов вообще), свидетельствует о ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органом местного самоуправления и о нарушении прав детей, поставленных на учет, на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Таким образом, посещение детского сада, находящегося исключительно в транспортной доступности, не доказывает получение ребенком ИМЕННО ДОСТУПНОГО дошкольного образования. Это лишь означает, что родители выбрали его для получения дошкольного образования, но ребенок в таком случае не реализует свое право ИМЕННО НА ОБЩЕДОСТУПНОЕ БЕСПЛАТНОЕ дошкольное образование.

Предложение посещать такой сад в отсутствие свободных мест в саду, который расположен в пешей доступности, и при наличии заявления родителей о предоставлении места в саду, расположенном в доступной близости к месту жительства ребенка, не доказывает соблюдение органом местного самоуправления права ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Орган местного самоуправления обязан принимать такие меры для организации предоставления на общедоступное бесплатное дошкольное образование, как обеспечение населения доступными объектами дошкольного образования, т.е. такими объектами, расположенными внутриквартально, в пешей доступности от мест жительства их воспитанников.

Нехватка мест в таких садах для жителей близлежащих домов является поводом для обращения родителей ребенка в суд с требованием о признании незаконным бездействия властей по предоставлению мест в детском саду, расположенном в доступной близости от места проживания их ребенка, вне зависимости от того, приняли ли они альтернативное предложение местных властей или нет.

В кассационных определениях от 12 февраля 2010 г. № 33-КГ18-13 и от 26 апреля 2019 г. № 5-КА19-4 Верховный Суд Российской Федерации, отменяя судебные акты нижестоящих судебных инстанций, признал за ребенком право на получение дошкольного образования в доступной близости от его места проживания.

»

Источник: http://rdddo.ru/nehvatka/1290

Дошкольное образование детей в РФ

Закон о предоставлении дошкольного образования

Формирование личности и будущая успешность в обществе любого человека предопределяется многими факторами:

  • но особое значение имеют те установки, что были заложены в раннем детстве.

Поэтому раннее обучение и развитие детей в системе дошкольного образования справедливо рассматривается в числе важнейших ступеней развития человека.

На сегодняшний день в большинстве развитых государств мира и практически во всех странах Европы реализуются поддерживаемые государством программы раннего развития детей.

В Российской Федерации дошкольному образованию детей в последнее время также стало уделяться значительное внимание.

Стратегические аспекты развития системы дошкольного образования детей заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В числе задач Концепцией обозначено:

  • повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования,

  • которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.

Правовое регулирование дошкольного образования детей в Российской Федерации базируется на ст. 43 Конституции РФ, которая:

  • гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях,

  • возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права.

Однако эта конституционная норма не конкретизирует содержание права семей с детьми на дошкольное образование и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений.

Более детальная регламентация права семей с детьми на дошкольное образование осуществляется:

  • на уровне Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

В субъектах РФ предпринимаются определенные шаги по решению проблем обеспеченности семей с детьми доступным дошкольным образованием:

  • одной из характерных черт законодательства субъектов РФ является наличие разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дошкольное образование с 2013 года было отнесено к системе общего образования

В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование:

  • это первый уровень общего образования в ряду с начальным общим образование, основным общим образованием и средним общим образованием;

  • это означает, что все требования, установленные для общего образования, отнесены и к дошкольному образованию.

ч. 4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Однако Закон об образовании не устанавливает однозначно обязательности дошкольного образования:

  • закон определяет, что только начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными уровнями образования,

  • тем самым подразумевая, что дошкольное образование обязательным образованием не является.

ч. 5 Статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Понятия «дошкольное образование» детей и «присмотр и уход» за детьми

Впервые понятие «дошкольное образование» детей было введено Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования детей, называя в их числе:

  • формирование общей культуры детей;

  • развитие у детей физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

  • формирование у детей предпосылок учебной деятельности;

  • сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Наряду с введением понятия «дошкольного образования» детей Федеральный закон № 273-ФЗ ввел определение понятия «присмотр и уход» за детьми.

Под присмотром и уходом за детьми в Законе понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

  • по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг.

Плата за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях

Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер.

ч. 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон № 273-ФЗ в части платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях:

  • не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях,

  • оставляя, это на усмотрение органов государственной власти субъектов РФ в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми;

  • дает право учредителям снижать размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций.

Таким образом, законодательно закреплена сложившаяся во многих субъектах РФ практика установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы. 

Также ч. 4 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает:

  • недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

  • расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.

Категории детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы

Федеральный закон № 273-ФЗ установил конкретный перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы:

  • дети-инвалиды,

  • дети-сироты,

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, а также

  • дети с туберкулезной интоксикацией,

  • обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Права семей с детьми дошкольного возраста, обучающихся в форме семейного образования

Федеральный закон № 273-ФЗ закрепил также право за родителями несовершеннолетних детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования:

  • на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы;

  • такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях,

  • однако не исключается и создание специальных консультационных центров;

  • при этом Закон предусмотрел обязанность родителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.

Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении:

  • данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях,

  • а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям;

  • при этом транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.

Статья 40 «Транспортное обеспечение» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

В следующем материале будут рассмотрены правовой статус и виды организаций дошкольного образования. 

Право на дошкольное образование

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-obshchee-obrazovanie/pravo-na-doshkolnoe-obrazovanie/331-pravo-na-doshkolnoe-obrazovanie-detej-v-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.