Закон покупателя о возврате

Что делать, если в ваш магазин возвращают товар

Закон покупателя о возврате

Покупатель имеет право на возврат товара в магазин. Даже качественного, который ему разонравился. Закон и судебная практика целиком и полностью на стороне клиента. Отказывать в возврате во многих случаях незаконно. Продавцы идут на уступки, боясь испортить репутацию и потерять клиента. Но есть случаи, когда возврат невозможен и нужно уметь грамотно донести это до клиентов.

Законодательство о возврате и обмене

Основной закон, регламентирующий возврат товаров — Закон о защите прав потребителей. В нем говорится, что любой человек имеет право на возврат товара надлежащего качества в магазин. При этом должны соблюдаться условия:

  • покупка совершена не более 14 дней назад;
  • покупатель не пользовался товаром;
  • упаковка и товар выглядят новыми — ярлыки, пломбы и ценники на месте, нет признаков использования;
  • у покупателя есть чек.

Последнее требование — не обязательное. Если чека нет, покупатель может ссылаться на другие источники, вплоть до устных показаний свидетелей (п. 1 ст. 25 закона о защите прав потребителей).

Если покупатель заказывает  товар в интернет-магазине, то он имеет право отказаться от покупки в любой момент, пока его не доставили. После доставки у покупателя есть 7 дней на возврат. Но клиент имеет право этот срок увеличить до 30 дней — если интернет-магазин не ознакомил его с этим правилом в письменном виде при заказе или доставке.

Правила возврата товаров в магазин

Список товаров закреплен в ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей». Продавец не имеет право его менять в одностороннем порядке. В статье 25 говорится, что потребитель может поменять товар:

  • непродовольственный;
  • надлежащего качества;
  • если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

То есть вещи, обувь, канцелярские принадлежности, сувениры и любые другие предметы, купленные в вашем магазине, могут вернуть, если вдруг покупатель передумал.

Исключение — товары, которые входят в список запрещенных к обмену и возврату. К ним относят:

  • продовольственные товары;
  • бытхимия, средства гигиены и парфюмерия;
  • лекарства;
  • мебель;
  • ювелирные изделия;
  • шёлковые, шерстяные, льняные и хлопчатобумажные изделия;
  • животные и растения;
  • печатные издания;
  • оружие.

Указанное выше нельзя вернуть, если покупатель приобретал офлайн. У клиентов ИМ больше прав, чем в традиционном ритейле: возврат товара (даже из списка выше) в интернет-магазин возможен в течение 7 дней. При этом продукт должен быть новым, без следов использования.

1. Товар качественный, без брака

Покупатель имеет право даже не объяснять причины возврата. Продавец должен обменять товар на новый, аналогичный по характеристикам, или вернуть покупателю деньги. Если точно такой же товар в день обращения найти нельзя, то можно обменять позднее или отдать покупателю деньги (наличными, на карточку). Решать должен сам клиент.

Покупатель должен написать заявление. Денежные средства могут быть зачислены безналичным способом в течение трех дней.

Если нарушены правила возврата, то продавец может отказать в обмене товара.

2. Некачественный, бракованный товар

Продажа товара с дефектами, истекшим сроком годности, с браком — нарушение правил торговли. В законе сказано, что покупатель может требовать от продавца (производителя):

  • обмен товара на такой же — той же марки, артикула, модели;
  • обмен на аналогичный по характеристикам с перерасчетом;
  • снижение цены и возмещение части средств за товар;
  • бесплатный ремонт;
  • возврат денег;
  • возмещение убытков и морального ущерба.

Если товар крупногабаритный, то доставку обратно в магазин оплачивает продавец. Некачественный или бракованный товар можно вернуть в срок, который указан в гарантийном талоне (если он есть).

3. Некачественный технически сложный товар

Правило не распространяется на технически сложные изделия: транспортные средства с двигателями, средства навигации и связи, цифровые камеры, телевизоры, мониторы, ноутбуки, бытовая техника и т.д. Их по закону можно вернуть только в течение 14 дней, а по истечении этого срока нужны документальные подтверждения брака.

Достаточные причины возврата таких товаров продавцу:

  • покупатель обнаружил серьезный недостаток в конструкции;
  • продавец не выполнил обязательства по ремонту некачественного товара в срок;
  • товар нужно постоянно ремонтировать по вине производителя (то есть более 30 дней в году его нельзя использовать по назначению).

Вы как продавец можете настаивать на проведении экспертизы, и по её результатам вынести решение — менять товар, ремонтировать или возвращать деньги. Покупатель может не согласиться с решением, провести собственную независимую экспертизу, обратиться в суд.

В суде он уже может требовать компенсировать стоимость товара, материальные убытки из-за невозможности его использовать, моральный ущерб, штрафы.

Лучше не доводить до суда, а решать проблему в частном порядке — сразу возместить стоимость товара или обменять на новый.

Когда можно отказать в обмене или возврате качественного товара

1. Если вышли сроки. Когда возвращают качественный товар, то продавец вправе отказаться его вернуть, если прошло больше 2-х недель. Обычно считаются рабочие дни. Но, если последний день выпадает на воскресенье, то в понедельник (то есть на 15-й день) еще можно делать возврат. В суде покупатель может оспорить отказ магазина.

2. Если в наличии нет такого же товара, и поставки не ожидаются. В таком случае нужно вернуть покупателю деньги.

3. Если товар был изготовлен по индивидуальному заказу, не имел дефектов. Это правило должно быть указано в документах на покупку, и покупатель должен их видеть во время совершения заказа или доставки.

4. Если товар относится к технически сложным (техника, электроника), а также входит в список, утвержденный Правительством.

5. Если покупатель хочет вернуть один товар из комплекта. Следите, чтобы комплект был указан в чеке одной строкой, одной суммой, и отдельные предметы купить было нельзя. В этом случае нужно менять покупателю весь комплект.

6. Если покупатель не заполнил заявление, не предоставил паспортные данные. Вы как продавец имеете право требовать оформить все документально — заполнить образец заявления по утвержденной в магазине форме, указать паспортные данные. Если покупатель отказывается это делать, можете отказать в возврате.

Итоги

Законодательство дает возможность покупателю возвращать качественный товар в магазин, даже если он ему разонравился. Продавец не имеет право отказать, если соблюдены условия возврата: не прошло 14 дней со дня покупки, товар не имеет следов использования и не входит в список запрещенных к возврату. В интернет-магазинах можно вернуть любые товары в течение 7 дней после получения.

Некачественные или бракованные товары продавец должен обменять или вернуть деньги. Для технически сложных покупок может потребоваться экспертиза, чтобы проверить непригодность к использованию.

После экспертизы покупатель может сделать собственную или оспорить решение продавца в суде.

До этого лучше не доводить: судебная практика показывает, что покупатели чаще всего выигрывают подобные дела.

Источник: https://school.bigbird.ru/articles/vozvrat-tovara-v-magazin-vse-chto-dolzhen-znat-prodavec/

Правила обмена и возврата непродовольственных товаров по закону

Закон покупателя о возврате
Закон о возврате непродовольственных товаров разрешает обменивать и возвращать как изделия с недостатками, так и товары надлежащего качества. Если в первом случае пользоваться вещью невозможно из-за потери ею каких-либо свойств, то во втором – она сдается в магазин даже при сохранении всех потребительских характеристик.

Читайте далее как сделать возврат непродовольственного товара надлежащего качества или же его обмен.

Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к специалистам:

  • +7 (812) 748-55-98 Санкт-Петербург
  • +7 (499) 686-13-18 Москва

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Правовым актом, содержащим нормы, регулирующие отношения между покупателем и продавцом, является Закон «О защите прав потребителей» (далее – ЗОЗПП). Основные положения этого нормативного документа полезно знать каждому.

ЗОЗПП обеспечивает защиту покупателя от недобросовестных продавцов и содержит нормы о возврате и обмене непродовольственных товаров.

В соответствии с ЗОЗПП сдать в магазин можно не любое изделие, а лишь то, которое относится к непродовольственным и приобретено для личных нужд, а не коммерческой деятельности. Условия возврата последних установлены ГК РФ. Согласно ЗОЗПП, потребитель может обменять или вернуть следующие непродовольственные товары:

  1. Качественные, но не подошедшие покупателю по цвету, дизайну, размерам, фасону и другим характеристикам.
  2. Имеющие дефекты, повреждения и другие недостатки.
  3. Приобретенные дистанционно через интернет или по почте.

ЗОЗПП также содержит положения о вещах надлежащего качества, сдать которые обратно в магазин нельзя. Это правило не относится к продукции с дефектами. Существуют изделия, вернуть которые потребитель не сможет. К ним относятся:

  • лекарства, инструменты медицинского назначения, линзы и очки;
  • гигиенические вещи;
  • косметика;
  • парфюмерия;
  • метражная продукция: кабель, ткань, линолеум, ковровое покрытие;
  • белье, носки, чулки, колготки;
  • химическая бытового и сельскохозяйственного назначения;
  • мебель для дома;
  • украшения из драгоценных металлов и камней;
  • вело-, авто-, мототранспорт, прицепы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • изделия для плавания;
  • флора и фауна;
  • оружие, патроны, комплектующие;
  • пищевые контейнеры;
  • печатная продукция;

В данный перечень также входят сложнотехнические товары с гарантией: фото-, видеотехника, радиоприборы, вычислительные устройства, бытовые станки, музыкальная аппаратура, бытовая техника. В ситуации, когда вещь стала покупателю ненужной из-за наличия в ней каких-либо дефектов, он может сдать некачественное изделие продавцу обратно и потребовать от последнего возврата уплаченных денег либо обменять товар на такой-же без недостатков. Даже если же вещь в полном порядке, потребитель все равно может ее вернуть. Для этого потребуется направить администрации магазина заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате изделия. Претензия не имеет формального образца и может быть заполнена от руки либо распечатана на компьютере и собственноручно подписана заявителем. В тексте заявления необходимо указать следующую информацию:

  • наименование магазина и адрес;
  • контакты покупателя;
  • название и характеристики вещи;
  • причины возврата или обмена;
  • требование и нормативное обоснование позиции;
  • доказательства;
  • список прилагаемых документов;
  • дату и роспись.

По итогам рассмотрения заявления продавец может либо удовлетворить требования клиента, либо мотивированно отказать. В последнем случае у потребителя есть право обратиться в суд. Когда покупатель обнаружил в приобретенном изделии дефект или другое существенное повреждение, не позволяющее в полной мере пользоваться функциональностью вещи, он имеет право сдать ее обратно и выдвинуть требования по одному из вариантов:

  1. Вернуть деньги в полном объеме.
  2. Заменить вещь на аналогичную.
  3. Обменять изделие на другую модель с перерасчетом цены.
  4. Соразмерно уменьшить стоимость с учетом выявленного недостатка.
  5. Устранить дефект за счет продавца.

Обратите внимание! Потребитель не должен производить экспертизу для доказательства дефектности возвращаемой вещи. Эта обязанность возложена на продавца. Вернуть или обменять некачественное изделие возможно на протяжении всего срока гарантии, а если он не установлен – в пределах 2-х лет с даты приобретения.

В случае, если потребитель уже после покупки решил, что вещь ему не нужна по каким-либо характеристикам, он может ее сдать. Продукция может не подойти покупателю по размерам, фасону, дизайну, цвету или другим качествам. Иногда, покупатель понимает, что товар больше не нравится и куплен напрасно. Чтобы сдать ненужную вещь, должны соблюдаться следующие условия:

  • с даты покупки не прошло 2-х недель;
  • товарный вид изделия сохранен;
  • есть доказательство приобретения: чек или показания свидетелей;
  • вещь не относится к невозвратным.

Покупателю следует помнить, что обменять качественную вещь можно лишь при отсутствии признаков ее использования. Поэтому, если приобрести обувную продукцию и носить ее в течение 1-2 недель, а потом заявить требование о возврате, то отказ продавца будет закономерен и обоснован.

Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к специалистам:

  • +7 (812) 748-55-98 Санкт-Петербург
  • +7 (499) 686-13-18 Москва

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Источник: https://uristspb24.ru/zpp/vozvrat-neprodovolstvennogo-tovara.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.