Законен ли повышающий коэффициент на воду

Содержание

Обязан ли наниматель жилья платить за воду с повышающими коэффициентами, если в квартире нет счетчиков?

Законен ли повышающий коэффициент на воду

https://realty.ria.ru/20191112/1560842508.html

Обязан ли наниматель жилья платить за воду с повышающими коэффициентами, если в квартире нет счетчиков?

Обязан ли наниматель жилья платить за воду с повышающими коэффициентами, если в квартире нет счетчиков?

Так как вы проживаете в жилом помещении по договору найма и ваша квартира не оборудована индивидуальными приборами учета, в таком случае вы уплачиваете только… Недвижимость РИА Новости, 12.11.2019

2019-11-12T12:59

2019-11-12T12:59

2020-01-24T09:45

вопрос-ответ – полезное

другое – вопрос-ответ – полезное

водоснабжение

тарифы

жкх

жилье

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/1560842508.jpg?15479991721579848342

Так как вы проживаете в жилом помещении по договору найма и ваша квартира не оборудована индивидуальными приборами учета, в таком случае вы уплачиваете только то, что потребили, в вашем случае это по действующим нормативам. Повышающие коэффициенты – это мера, стимулирующая собственников устанавливать приборы учета.

Администрация не права в тех случаях, когда предлагает или обязывает вас оплачивать ресурсы с учетом повышающих коэффициентов, так как именно она является собственником жилого помещения, предоставленного вам по договору найма. Этот вопрос уже разрешался на уровне Верховного суда, и вы можете в свою защиту также на это ссылаться.

Например, Определение Верховного суда №304-ЭС19-13264, в котором решался вопрос о судьбе платежей за водоснабжение и водоотведение в квартирах нанимателей, принадлежащих администрации города. Суд занял позицию нанимателей и освободил их от платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента в связи с отсутствием индивидуального прибора учета.
Суд установил, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению находящихся в его собственности жилых помещений индивидуальными приборами учета. Что исключает возможность выставления этой платы нанимателю.

Если в вашем случае имеет место злоупотребление со стороны собственника или вы уже ранее оплачивали такие платежи, то можно обратиться с иском в суд и вернуть незаконно выставленные суммы.

В таком случае в качестве аргументов можно ссылаться на положения статей 126, 309, 310, 395 Гражданского кодекса, статьи 157 Жилищного кодекса, статьи 13 ФЗ №261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354. Законом об энергосбережении до 01.07.

2012 года на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на указанную дату, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (см.п.81 Постановления №354).Таким образом, жилищное законодательство исключает возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета на нанимателей, не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета.

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

другое – вопрос-ответ – полезное, задать вопрос, водоснабжение, тарифы, жкх, жилье

Вопрос:

Я проживаю в квартире, которую арендую у администрации города Владимира. Возник вопрос по уплате за воду. Администрация настаивает на том, чтобы мы платили с повышающими коэффициентами. Должны ли мы? Счетчиков в квартире нет.

Ответ:

Евгений Жаров

Адвокат, управляющий партнер Zharov Group

Так как вы проживаете в жилом помещении по договору найма и ваша квартира не оборудована индивидуальными приборами учета, в таком случае вы уплачиваете только то, что потребили, в вашем случае это по действующим нормативам.

Повышающие коэффициенты – это мера, стимулирующая собственников устанавливать приборы учета. Администрация не права в тех случаях, когда предлагает или обязывает вас оплачивать ресурсы с учетом повышающих коэффициентов, так как именно она является собственником жилого помещения, предоставленного вам по договору найма.

Этот вопрос уже разрешался на уровне Верховного суда, и вы можете в свою защиту также на это ссылаться. Например, Определение Верховного суда №304-ЭС19-13264, в котором решался вопрос о судьбе платежей за водоснабжение и водоотведение в квартирах нанимателей, принадлежащих администрации города.

Суд занял позицию нанимателей и освободил их от платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента в связи с отсутствием индивидуального прибора учета.

Суд установил, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению находящихся в его собственности жилых помещений индивидуальными приборами учета. Что исключает возможность выставления этой платы нанимателю.

Если в вашем случае имеет место злоупотребление со стороны собственника или вы уже ранее оплачивали такие платежи, то можно обратиться с иском в суд и вернуть незаконно выставленные суммы.

В таком случае в качестве аргументов можно ссылаться на положения статей 126, 309, 310, 395 Гражданского кодекса, статьи 157 Жилищного кодекса, статьи 13 ФЗ №261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354.

Законом об энергосбережении до 01.07.2012 года на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на указанную дату, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (см.п.81 Постановления №354).

Таким образом, жилищное законодательство исключает возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета на нанимателей, не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета.

Источник: https://realty.ria.ru/20191112/1560842508.html

Выясняем — что такое повышающий коэффициент холодной воды?

Законен ли повышающий коэффициент на воду

Повышающий коэффициент за ХВС – это установленный на законодательном уровне норматив, который повышает плату за ХВС тем плательщикам, которые отказались ставить ИПУ на воду.

Это стимулирующая к установке и соблюдению законодательства мера. По России применяется коэффициент в размере 1,5. Это означает, что норматив на ХВС по количеству прописанных будет увеличен на 50%.

Когда применяется?

Применяться множители могут только в том случае, если отсутствие счётчиков по учёту водоснабжения – инициатива владельца квартиры, техническая возможность для установки есть.

Отсутствие технической возможности должно быть подтверждено соответствующим актом, тогда показатель при расчёте применяться не будет.

Нельзя применять множитель в следующих случаях:

  • в коммунальной квартире, где нет возможности учесть индивидуальное потребление ресурса каждым проживающим человеком;
  • помещение оборудовано системой водоотведения.

Применять коэффициент можно только к собственникам жилья. Если квартира находится в соцнайме, то наниматель должен обратиться к местным властям с просьбой установить ИПУ. Они не имеют право отказать, если есть техническая возможность.

В частном, садовом или дачном домике приборы учёта могут быть установлены в том случае, если строение будет признано жилым. При отсутствии ИПУ на ХВС может применяться повышающий коэффициент.

Расчет платы

Когда рассчитывается плата за водный ресурс в том помещении, где нет ИПУ, применяется норматив на каждого прописанного человека. Полученная сумма умножается на применяемый показатель повышения.

Алгоритм и правила расчета

Размер повышающего множителя является величиной фиксированной. Она утверждена на федеральном уровне, является обязательным значением для применения на всей территории России.

Формула для расчёта месячной платы за потребление водного ресурса  с учётом показателя:

П = КолП * Н * КП * Т, где:

  1. П – итоговая сумма к уплате по квитанции ЖКУ;
  2. КолП – количество людей, имеющих постоянную регистрацию в указанном помещении;
  3. Н – норматив потребления ресурса, установленный для подсчёта;
  4. КП – множитель повышения;
  5. Т – тариф.

С недавнего времени показатель по всей стране установлен на отметке 1,5.

Для наглядности нужно привести пример расчёта:

В квартире №3 прописано 3 человека. Установленный норматив потребления – 5,1 куб. м / на человека. Утверждённый тариф для оплаты за каждый потреблённый кубометр воды – 25, 33 рубля.

Расчёт: 3*5,1*25,33*1,5=581,33 рубля жители этой квартиры ежемесячно платят за водоснабжение.

Другой пример:

В квартире №5 прописано 2 человека. Утверждённый норматив потребления холодной воды установлен в размере 5,1 куб.м / на человека, тариф – 25,33 рубля за каждый куб.м. Расчёт: 2*5,1*25,33*1,5=387,6 рублей ежемесячно эта семья платит за холодное водоснабжение.

Сравнение стоимости

В среднем, семья из 2 человек в месяц потребляет около 4 кубических метров холодной воды. Плата за потребление точно такая же, как и при отсутствии счётчиков.

Можно провести сравнение:

  • плата по счётчику в месяц 4*25,33 = 101,32 рубля;
  • плата с ИПУ 2*5,1*25,33*1,5=387,6 рублей.

Очевидно, что семья из 2 человек в той квартире, где стоят приборы учёта водного ресурса, экономят в месяц более 200 рублей на плате за холодную воду. Поэтому установка счётчиков окупается довольно быстро!

Но выгода очевидна, если семья маленькая, и количество прописанных соответствует фактическому числу проживающих. Если наоборот, то выгоды нет.

Например: прописано 3 человека, а живёт фактически 7 (потребляется порядка 18 куб.м в месяц).

Сравнение:

  • плата по счётчику в месяц 18*25,33=455,97 рубля;
  • плата без ИПУ 3*5,1*25,33*1,5=387,6 рубля

Этой семье выгоднее счётчики не ставить!

Как можно избежать начисления платы с множителем?

Для этого нужно доказать, что отсутствие приборов учёта потребления ресурса – это не прихоть владельца, а отсутствие технической необходимости.

Этот факт должен быть подтверждён актом осмотра жилого помещения уполномоченным органами.

Акт составляется в присутствии собственника квартиры, представителя ресурсопоставляющей компании и представителя УК или ТСЖ.

Составленный и подписанный документ будет являться основанием для неприменения повышающего показателя на водоснабжение.

За отсутствие технической возможности принимается одно из условий:

  • нельзя установить ИПУ на воду, не проведя реконструкцию, капремонт многоквартирного дома, инженерных и коммуникационных систем;
  • нет возможности соблюсти нормы и требования при установке счётчиков;
  • нет возможности обеспечить надлежащую эксплуатацию приборов учёта.

Выявленное основание отсутствия технической возможности должно быть прописано в акте. Один экземпляр документа должен остаться на руках у собственника помещения, один в УК или ТСЖ, а один – в ресурсопоставляющей компании.

Заключение

Применение повышенного показателя на воду – стимулирующая мера для тех граждан, кто не желает ставить ИПУ. Основная причина отказа – дорого, и счётчики нужно постоянно менять! Но, если посчитать экономию на плате за водоснабжение, то установка счётчиков окупится довольно быстро.

Но, перед тем как принимать решение, нужно самостоятельно провести расчёты экономии. В больших семьях установка учитывающих приборов не всегда выгодна.

Источник: https://o-vode.net/vodosnabzhenie/holodnaya/povyshayushhij-koeffitsient-hvs

Когда ресурсоснабжающая организация не может брать плату за коэффициент, повышающий норматив

Законен ли повышающий коэффициент на воду

В сети распространилось не соответствующее действительности утверждение, что ВС РФ запретил ресурсоснабжающим организациям взимать с потребителей плату с применением повышающих коэффициентов. Рассказываем, что именно запретил ВС РФ, разрешая судебный спор УО и поставщика ресурсов.Когда применение повышающих коэффициентов влияет на объём КР на СОИ

Оплата коммунальной услуги происходит непосредственно в РСО без заключения прямого договора

Неверное утверждение, что поставщикам ресурсов запретили делать расчёт платы с применением повышающих коэффициентов при отсутствии ИПУ, появилось в связи с определением ВС РФ от 13.09.

2019 по делу № А58-2035/2017. В суд с иском к РСО обратилась одна из управляющих организаций Якутии.

По договорам управления многоквартирными домами она являлась исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению.

По решению общих собраний собственников в этих МКД плату за услугу они перечисляли напрямую РСО, с которой управляющая организация заключила договор о прямых платежах. РСО вела лицевые счета, выставляла платёжные документы и взимала плату с собственников, а УО выполняла обязанности исполнителя услуг по теплоснабжению.

Не все помещения в домах были оснащены ИПУ, но техническая возможность для этого у собственников была. Поэтому управляющая организация решила начислить к нормативу потребления теплоэнергии для таких собственников повышающий коэффициент. УО уведомила РСО о своих планах.

Ресурсоснабжающая организация после этого выставила в платёжных документах плату по нормативу с применением повышающего коэффициента и собрала с собственников соответствующую плату.

УО потребовала от РСО вернуть ей средства, которые потребители заплатили за разницу при расчёте платы с коэффициентом.

Поставщик ресурса отказался, что и стало поводом для обращения управляющей организации в суд.

Рсо по договору с уо ведёт расчёты с собственниками без статуса исполнителя коммунальных услуг

Три судебные инстанции – первая, апелляционная и кассационная – единодушно отказали управляющей организации в удовлетворении иска, приведя одни и те же аргументы в пользу РСО:

  1. Собственники на ОСС приняли решение, что будут вносить платежи за теплоснабжение напрямую в РСО.

  2. В договоре ресурсоснабжения указано, что УО передаёт поставщику ресурсов право собирать плату за коммунальную услугу, в том числе открывать и закрывать лицевые счета, производить начисления и перерасчёты, печатать и доставлять платёжные документы, собирать платежи непосредственно с потребителей.
  3. Минстрой РФ в письме от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 указал, что средства от продажи коммунальных ресурсов с учётом применения повышающих коэффициентов формируют доходы РСО. Она может их использовать в целях возмещения расходов по регулируемой деятельности.

Поскольку управляющая организация делегировала РСО право на ведение расчётов с потребителями, то повышающий коэффициент и подлежит оплате непосредственно РСО.

Собственники на общем собрании не меняли решения о прямых платежах и не устанавливали, что суммы за повышающие коэффициенты должны быть оплачены в управляющую организацию.

Поэтому РСО исполняет условия договора и решение ОСС и не нарушает права УО.О праве УО применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу ИПУ

Исполнителем коммунальных услуг является управляющая домом организация

Управляющая организация, проиграв три суда, обратилась с жалобой в Верховный суд РФ. ВС РФ указал на то, что предыдущие суды не учли важных обстоятельств разбирательства и вынесли неверные решения.

Управляющая организация, как отметил Верховный суд РФ, является исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению: договор, заключённый с РСО, включает поставку ресурса не только на цели содержания общего имущества многоквартирных домов, но и на предоставление КУ собственникам помещений.

Прямые расчёты потребителей с РСО не лишают управляющую организацию статуса исполнителя коммунальной услуги и не передают этот статус ресурсоснабжающей организации.

Поставщик ресурсов в такой ситуации не заменяет УО в её правоотношениях с потребителями.

Именно управляющая организация вправе получать с потребителей плату в размере, установленном ПП РФ № 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент.

Также ВС РФ не согласился и с выводами коллег о том, что исполнитель КУ вправе расходовать денежные средства, полученные от повышающих коэффициентов, по собственному усмотрению. Цель деятельности управляющей организации – эффективно управлять многоквартирным домом, для чего собственники вносят соответствующую плату.

Денежные средства, в том числе полученные УО после применения повышающих коэффициентов, должны расходоваться в интересах конкретного дома исходя из перечня работ и услуг, в том числе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (п. п. 10, 11 ПП РФ № 491). ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, отменив все ранее принятые ранее судами документы.Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах

Запомнить

Как следует из анализа определения ВС РФ по делу № А58-2035/2017, ВС РФ действительно не согласился с правом РСО взимать с потребителей плату за повышающий норматив коэффициент. Но этот запрет действует только в определённых обстоятельствах: когда исполнителем КУ является управляющая домом организация, а собственники вносят плату за услугу напрямую в РСО.

И здесь, как правомерно отметила практикующий юрист, наш постоянный эксперт Елена Шерешовец, важно не путать прямые платежи и прямые договоры:

Из Инстаграма Елены Шерешовец

При прямых платежах УО остаётся исполнителем коммунальной услуги, но делегирует поставщику ресурсов право на ведения расчётов с потребителями. В таком случае РСО не может взимать с жителей МКД плату за повышающий коэффициент.

При прямых договорах исполнителем КУ является ресурсоснабжающая организация и в таком случае именно она собирает всю плату с потребителей, в том числе при расчётах с коэффициентами.

Источник: https://roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/10809-kogda-rso-ne-mozhet-brat-platu-za-koefficient-povyshayuschiy-normativ

Повышающие коэффициенты для квартир без приборов учёта, или Как завышают начисления за ЖКУ

Законен ли повышающий коэффициент на воду

Уровень квалификации руководства районных монополий ГБУ Жилищник продемонстрирован в очередной раз. Как оказалось, Жилищники (Можайский, Северное Измайлово и др.

) завышают начисления за жилищно-коммунальные услуги, заставляя москвичей платить больше, чем того требует действующее федеральное законодательство, если в квартире не установлены приборы учёта или прибор учёта вовремя не поверен.

На этот раз отличились сразу несколько руководителей Жилищников, которые используют в начислениях жителям за ЖКУ повышающий коэффициент 2,0.

Применение повышающих коэффициентов для квартир без приборов учёта, или Как Жилищники завышают начисления за ЖКУ

Как именно завышаются начисления за холодную и горячую воды для квартир без приборов учета

В разных районах Москвы, в том числе и в Можайском районе (ЗАО), игнорируя жилищное законодательство РФ, включая Жилищный кодекс и постановление Правительства РФ №354, используются следующие подходы при начислении жителям размера платы за жилищно-коммунальные услуги (цитата из официального ответа):

“Если в квартире не установлены индивидуальные приборы учета водопотребления (далее – ИПУ), то расчет начисления платы за услуги водоснабжения производится исходя из показаний общедомовых приборов учета водопотребления (далее – ОДПУ), установленных в многоквартирном доме.
… для потребителей, не установивших ИПУ, объемы потребления холодной и горячей воды за расчетный период одним жильцом не могут превышать норматива водопотребления, увеличенного на повышающий коэффициент 2.”

Именно положения федерального законодательства устанавливают порядок начисления платы за потребление ХВС и ГВС в пункте 42 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ №354, формулы 4 и 4(1) ).

И в общем случае формула для расчета выглядит следующим образом:

Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,

где:

ni – количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj – норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. – 1,5.

Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт…

Т.е. жилищное законодательство в Российской Федерации:
1. не предусматривает использование показаний ОДПУ при расчёте размера платы за водопотребление в жилом помещении – для расчёта используется только норматив потребления;
2.

повышающий коэффициент с 01.01.2017г. равен 1,5, а никак не 2,0, который так прекрасно используется Жилищниками, в том числе и в Можайском районе;
3. Для услуги “Водоотведение” (канализация) повышающие коэффицииенты ВООБЩЕ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ.

Более того, если квартира находится в городской (муниципальной) собственности, т.е. неприватизирована, то повышающий коэффициент вообще не должен применяться – обязанность по установке ИПУ лежит на собственнике и, соответственно, повышающий коэффициент обязан оплачивать собственник (город или муниципалитет). Об этом имеются многочисленные разъяснения и судебные решения.

А каков же размер таких завышенных начислений за ЖКУ? Расчёт прост.

Норматив потребления в жилом помещении составляет 6,935 куб.м/чел (ХВС), 4,745  куб.м/чел (ГВС), 11,68 куб.м/чел – постановление Правительства Москвы от 28 июля 1998 года N 566 «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г.Москве».

С 01.07.2020г. тариф на ХВС 42,30 руб./куб.м, на ГВС 205,15 руб./куб.м, на водоотведение 30.90 руб./куб.м.

Таким образом, завышенные начисления составляют на одного человека в месяц 867 рублей = 0,5 х (6,935 х 42,30 + 4,745 х 205,15) + 11,68 х 30,90. Т.е. для семьи из 3-х человек ежемесячные начисления будут завышены более, чем на 2,6 тысячи рублей (31,2 тысячи рублей в год).

Можно только догадываться какой общий размер завышенных начислений делают Жилищники в Москве по холодной и горячей воде.

К счастью, главный контролирующий орган Москвы в части жилищного законодательства – Мосжилинспекция, работает в соответствии с действующим законодательством, в том числе федеральным.

На наш запрос заместитель начальника Мосжилинспекции Н.А.

Ревин ответил однозначно – в Москве должен применяться пункт 42 Правил оказания коммунальных услуг (ППРФ №354), в том числе повышающий коэффициент 1,5.

Итоговые выводы

Опубликованные в социальных сетях обращения жителей и ответы на них по вопросу применения повышающих коэффициентов в Москве показывают, что завышенные начисления это повсеместная городская проблема для жителей , в квартирах которых не установлены индивидуальные приборы учёта или установленные ИПУ вовремя не поверены.

Поэтому если по Вашей квартире начисляют за холодную и горячую воду с повышенным коэффициентом 2,0, то Вам необходимо написать жалобу в Мосжилинспекцию (примерная форма обращения – в конце материала). При этом учтите, что если Ваша квартира неприватизирована, а ИПУ отсутствует, то к начислениям по Вашей квартире вообще не может применяться никакой повышающий коэффициент.

Примерный образец обращения в МЖИ – в нашем материале.

Редакция “Дом и Двор” / dom-i-dvor.info

Поставьте лайк, если Вам понравился материал,
и обязательно подпишитесь на наш канал “Дом и Двор”, чтобы всегда быть в курсе важных и интересных тем сферы ЖКХ, например:Отменены бумажные свидетельства о поверке приборов учета

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b91a2ce5960b700aa6839cc/povyshaiuscie-koefficienty-dlia-kvartir-bez-priborov-ucheta-ili-kak-zavyshaiut-nachisleniia-za-jku-5fa15227feef0b1a81eb05a2

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-00/04 О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии

Законен ли повышающий коэффициент на воду

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего: вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраль 2012 № 124 (далее – Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.

Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).

Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.

В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организаций, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 354, которыми отменено применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление, также исключены формулы 2(2) и 2.3 Приложения № 2 Правил № 354.

Согласно, подпункту «е» пункта 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также (стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

В случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии в котором все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления тепловой энергии индивидуального прибора учета тепловой энергии осуществляться не может.

Вместе с тем, положениями частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель установил обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Комментируемые обязанности входят в состав правового механизма энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирном доме, обозначенного в настоящей статье, и включают в себя:

– предмет обязанностей (предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);

– 2 этапа исполнения обязанностей (разработка предложений и доведение их до сведения собственников помещений в доме);

– хронологические требования (разработка и доведение предложений не реже чем один раз в год);

– обязательное содержание предложений (расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятии.

И.о. заместителя директора
Департамента жилищно-коммунального хозяйства
О.А. Олейникова

Даны разъяснения по вопросу применения повышающего коэффициента к размеру платы за коммунальные услуги. В частности, указано следующее.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Это мера, направленная на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах.

Если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то вырученные с учетом повышающих коэффициентов средства формируют доходы, используемые на покрытие расходов по регулируемой деятельности.

Если исполнителем является управляющая компания, то средства формируют доходы, которые могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации. Применение коэффициента в отношении потребителей не предусмотрено.

Разъяснено, как рассчитывать плату за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями).

Если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, но все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, то плата за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления теплоэнергии индивидуального прибора учета начисляться не может.

Для исключения расходов управляющих компаний по оплате стоимости теплоэнергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71627426/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.