Законно ли требование выноса электросчетчика на улицу

Законно ли требовать вынос электросчетчика на улицу

Законно ли требование выноса электросчетчика на улицу

Существуют бытовые счетчики электроэнергии, рассчитанные на установку вне дома. Они способны выдерживать колебания температуры воздуха, сохраняя при этом точность показаний.

Устройства бывают одно- и многотарифными, одно- или трехфазными.

Счетчики для улицы бывают разной мощности.

Для ее определения нужно рассчитать суммарную мощность всех электроприборов в помещении. Если она ниже 10 кВт, то подойдет счетчик на 60 А, если больше — на 100 А. Класс точности должен быть не ниже 2,0.

Сейчас выпускаются устройства, прекрасно работающие и при низких температурах.

При покупке установочного бокса нужно обратить особое внимание на его герметичность. Наличие подогрева необязательно

Влагостойкий ящик должен иметь степень защиты не менее IР53-IР54.

Бокс следует выбирать с учетом конструкции счетчика.

Необходимо наличие окошка на дверце для снятия показаний.

В качестве уличного варианта больше всего подойдет однофазный электросчетчик — для небольшого дома и дачи, либо трехфазный — для многоэтажного коттеджа с бассейном, сауной и т. д.

В последнем случае главное грамотно подключить устройство и равномерно распределить нагрузку на контуры сети.

Электрические счетчики обладают более высоким классом точности, чем индукционные. Показания остаются стабильными при перепадах температур на протяжении всего срока эксплуатации.

При подборе типа крепления прибора лучше отдать предпочтение DIN-рейке. Она является универсальной.

Перед покупкой нужно обратить внимание на пломбу и дату последней поверки. Ее давность не должна превышать двух лет — для однофазных устройств и 1 года — для трехфазных

Имея на руках техническую документацию, с указанием наименований и места монтажа, можно приступать к установке электросчетчика своими руками. Прежде всего необходимо приобрести материалы и элементы для самостоятельного монтажа.

Если счетчик электроэнергии планируется ставить на улице (для частных домов и дач это оптимальное место размещения), на наружной стене дома (фасаде) или же столбе, необходимо установить ЯУР-НГ (ящик учета и распределения наружный, герметичный бокс).

Он уже снабжен местом и элементами для крепления прибора учета, а также отдельным закрывающимся боксом под пломбировку автомата защиты ввода. Помимо этого бокс снабжен для монтажа распределительных элементов.

Пример установки электросчетчика в наружном боксе вы можете увидеть на фото:

Для того, чтобы установить электросчетчик в помещении можно использовать ящик ЯУР для внутренней установки или монтажную доску, в ней также предусмотрено место для монтажа дополнительных автоматов.

Описан в нашей статье. Перенос или замену счетчика, а также установку нового прибора учета лучше производить с заменой старого вводного провода на новый. Помимо этого рекомендуется установить в щитке элементы защиты (УЗО, автоматы) вместо устаревших пробок, заранее заложив возможность перехода на современную систему электроснабжения . О том,, можете прочитать в нашей статье.

На рисунке ниже предоставлена схема подключения однофазного электросчетчика с заземлением:

В том случае, если вы решили установить электросчетчик своими руками, согласно правилам ПУЭ нужно выполнить такие требования:
  1. Прибор учета электроэнергии может устанавливаться в электрических шкафах, на щитах и панелях, имеющих жесткую конструкцию.
  2. Высота установки по норме варьируется от 0,8 метра до 1,7 метра.
  3. В местах, где есть вероятность повреждения, загрязнения, доступа посторонних лиц, электросчетчик должен устанавливаться в бокс и запираться на ключ.
  4. Расположение счетчика должно позволять легкий доступ в обслуживании, снятии показаний, замене.
  5. Вводной кабель должен отвечать расчетным требованиям и соответствовать сечению, для безаварийного снабжения.
  6. Не допускаются скрутки, спайки на вводном кабеле, он должен быть одним цельным куском от подъездного ввода до прибора учета.

При подключении кабеля к счетчику, знайте что жил должна быть такой, согласно принятых правил – коричневый, черный, красный, белый это проводники подключаемые к фазам, обозначается как L. Синий – провод нуля N, желто-зеленная изоляция у защитного проводника РЕ. Помня про цветовую маркировку трудно запутаться.

Обращаем ваше внимание на то, что выполнять установку электросчетчика под напряжением категорически запрещается! Все электромонтажные работы должны производиться только при выключенном вводном автомате!

В частном доме, а также на дачном участке, в том случае если электросчетчик вновь устанавливаемый находится на столбе границы участка, имеется возможность подключения дома от ЯУРа проложив

В решении вопроса об установке счетчика нужно руководствоваться тремя основными документами. Во-первых, это принятый еще в 2003 году свод правил монтажа электроустановок (ПЭУ). Это общий свод технических требований, предъявляемых как к способу соединения, так и к помещению. Главными из них будут:

  • соблюсти высоту менее 1,7 метра;
  • не допустить охлаждения ниже 0 градусов;
  • обеспечить содержание в сухом месте.

На заметку! 

В продаже можно найти приборы, которые выдерживают минусовые температуры. Но формально их можно монтировать только по тем же правилам.

Это значит, что установка на улице допустима только в специальном боксе, в котором можно обеспечить нужный уровень важности и стабильный режим температуры. При этом размещение на фасаде часто понимают как установку около чердака или над окнами, а это уровень существенно выше 1,7 метра

Более распространенными становятся электросчетчики с индукционными элементами. Даже при небольшом охлаждении они меняют погрешность измерения в сторону увеличения показаний. Расхождения при этом достигают 10 процентов уже при -15 градусах.

В противовес ПЭУ от 2003 года энергетики приводят Постановление РФ от 2012 года. Оно говорит, что прибор учета должен быть установлен:

  • на границе частного и общего хозяйств;
  • в свободном доступе;
  • в соответствии техническими возможностями.

При этом нельзя отказаться ни от одного из пунктов, а именно о третьем требовании энергетики предпочитают умалчивать. Они настаивают на монтаже на границе общего городского или сельского хозяйства и частного участка или дома. Если строение уже есть, можно использовать его перегородку.

Но нет никакого пункта, который предписывал бы выбирать именно наружную стену фасада. Свободный доступ можно обеспечить, и для этого не требуется вынос счетчика на улицу. Если дома еще нет, как точку монтажа используют столб или ограждение участка.

Но необходимость в установке такого типа возникает достаточно редко.

Важно изучить постановление 442, а именно параграф 144, чтобы понять, что действия такого типа могут быть незаконны. Этот документ говорит, что первые два требования можно исполнять только если есть техническая возможность

Определить ее наличие или отсутствие можно по уже описанным пунктам ПЭУ. С трудом удастся найти частное хозяйство, в котором есть специальный наружный бокс для электросчетчика. Во всех остальных условиях технической возможности для монтажа просто нет.

На заметку! 

Иной тип установки может быть указан технической документацией от производителя. Он и будет обязательным к исполнению.

Нельзя забывать еще о двух федеральных законах, которыми можно руководствоваться. Статья 210 гражданского кодекса обязывает владельца хозяйства полностью нести ответственность за все приборы учета, точность их измерений и сохранность.

То есть даже если специалисты от энергетической компании допустят нарушения в процессе установки, ответственным все равно окажется владелец дома или участка. Он же обязан оградить прибор от любых негативных влияний, в том числе, ограничить доступ посторонних лиц.

Поэтому просто согласиться с требованиями энергетиков нельзя.

Закон о свободной конкуренции также указывает, что ресурсоснабжающая компания не вправе диктовать потребителю, какие именно приборы использовать.

Это касается как марки или производителя, так и конкретной модели. Поэтому энергетики не могу ссылаться на то, что уже существуют приборы учета специально для установки на улице.

Таким образом они создают монопольные привилегии и ограничивают свободную конкуренцию.

Прежде всего, для успешного размещения прибора учета необходим вызов квалифицированного специалиста.

Шаг 1. Подача заявления в энергетическую компанию

Там происходит подготовка необходимой документации, соглашения, производится присваивание счета для энергетических расходов. После этого клиент получает пакет технических документов.

Внимание! В содержимом оных должны быть указаны:

  • тип счетчика;
  • автомат защиты ввода;
  • сечение и метраж провода;
  • название установочной панели (бокса).

Шаг 2. Монтаж счетчика

После завершения процедуры оформления документации потребитель может приступать к установке оборудования. Рекомендуется предварительно запастись необходимыми материалами и вспомогательными инструментами.

Нужно взять наружный распределительный ящик и закрепить его на уличном столбе или прочей опоре, в нем можно найти все необходимое для успешного монтажа счетчика.

Заметьте! Независимое крепление прибора показаний требует соблюдения следующих правил:

  • обесточивание электричества перед началом рабочего процесса;
  • от 0,8 м до 1,7 м должна варьироваться высота счетчика;
  • если при температуре ниже 5 градусов показания счетчика не соответствуют реальности, клиенту рекомендуется приобрести специальный щиток для защиты от колебания температур;
  • входная электрическая цепь подключается к автомату защиты линии, а затем к счетчику;
  • защитное заземление обязательно к установке. При дисбалансе фаз или коротком замыкании электроника в доме не подвергается негативным влияниям;
  • подключение производится на вводный аппарат;
  • счетчик должен располагаться на расстоянии не менее метра от газопровода и линии водоснабжения;
  • произвести пробное включение.

Шаг 3. Подача заявления на введение прибора в эксплуатацию

Документация составляется при непосредственном участии клиента в офисе энергетической компании. Возможен такой вариант, как отправка заказного письма с соответствующим уведомлением.

Сюда должна входить следующая информация:

  • паспортные данные потребителя;
  • номер счета (договора);
  • контактные данные потребителя;
  • подпись клиента и дата оформления.

Шаг 4. Фиксирование факта проверки прибора и его последующая пломбировка

Оформлением документации занимается агент компании. Содержимое акта отражает информацию об услуге по размещению и технической обработке устройства клиенту. Дата, вписанная в протокол, считается точкой отсчета для последующей оплаты.

Обратите внимание, что при первом монтаже устройства процесс пломбировки протекает на безвозмездной основе. ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на ввод в эксплуатацию электросчетчика:

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на ввод в эксплуатацию электросчетчика:

В один прекрасный момент любой из нас может столкнуться с такой ситуацией, как требование управляющей компании или же энергосбыта о выносе счетчика электрической энергии из дома на его фасад или же на отдельно стоящий столб (относится к владельцам частных домовладений). И тут возникает вполне логичный вопрос: А законно ли это требование? В этой статье я расскажу о нормативных документах и законах Российской Федерации, которые регулируют данный вопрос.

Что говорит техническая документация

Источник: https://uk-parkovaya.ru/smarthouse/counters/vynos-elektroscetcika-na-fasad-doma-zakonno-li-eto.html

Правомерно ли требование выноса электросчетчика на улицу

Законно ли требование выноса электросчетчика на улицу

статьи

  • 1 Энергетики требуют выноса счетчика на фасад дома или на столб, что при этом делать
      • 1.0.1 144. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, — на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка — потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее — смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, — на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, — к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании. В случае заключения договора энергоснабжения членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, такие лица обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, в адрес такого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. При этом порядок расчета подлежащей оплате членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений либо гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и части потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, должен быть одинаковым для всех членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вне зависимости от наличия договора энергоснабжения, заключенного в соответствии с настоящим документом между членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
  • 2 Установка счетчика электроэнергии на улице: что нужно знать?
  • 3 Заставляют выносить счетчик электроэнергии на улицу: законно ли требование в России, и кому это выгодно?
  • 4 Где лучше установить электросчетчик на улице?
  • 5 Какой электросчетчик выбрать для установки на улице?
  • 6 Как правильно установить счетчик электроэнергии на улице: правила установки
  • 7 Можно ли отказаться от выноса счетчика электроэнергии на улицу?

Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию УФАС по Саратовской области в отношении энергоснабжающей организации ОАО “Облкоммунэнерго”. ОАО “Облкоммунэнерго” признано виновным в злоупотреблении доминирующим положением (ч.1 ст.10 закона “О защите конкуренции”)

Начало разбирательствам положила жалоба, поступившая в Саратовское УФАС от жителя города Петровск. Он счел незаконными требования энергоснабжающей организации, относительно замены электросчетчика в его частном жилом доме. Организация согласилась заменить счетчик, но только при условии, что он будет установлен на фасаде дома.

Поскольку замена ранее установленного прибора учета не требует согласования места его установки с сетевой организацией, Саратовское УФАС России признало требования “Облкоммунэнерго” о выносе счетчика на фасад незаконными, а само предприятие – нарушившим закон “О защите конкуренции”.

Коммунальщики оспорили решение регулятора в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанции поддержали позицию Саратовского УФАС России, но суд кассационной инстанции отменил их решения. После рассмотрения дела в Верховном Суде Российской Федерации позиция Саратовского УФАС России была признана законной.

Источник: https://lawsexp.com/juridicheskie-sovety/pravomerno-li-trebovanie-vynosa-jelektroschetchika.html

Фас россии от 06.05.2014

Законно ли требование выноса электросчетчика на улицу

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 6 мая 2014 года

ПО ВОПРОСУ МЕСТА УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИБОРА УЧЕТА

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.

1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее – Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны, в том числе:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта “а” пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом “г” пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка – потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее – смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, требования об установке прибора учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности заявителя не противоречит Основным положениям.

Необходимо отметить, что при системном толковании пунктов 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (понятие точки присоединения), пункта 25.

1 Правил технологического присоединения, пункта 144 Основных положений, а также постановления Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года, ФАС России приходит к выводу, что заявители, предусмотренные пунктами 12.

1 и 14 Правил, вправе установить прибор учета электрической энергии (мощности) в пределах своего земельного участка.

Таким образом, действия сетевой организации по навязыванию в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.

1 и 14 Правил, требования об установке приборов учета на границе участка заявителя вразрез с желанием заявителя установить прибор учета в пределах границ его земельного участка, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Источник: https://legalacts.ru/doc/razjasnenie-fas-rossii-ot-06052014-po-voprosu-mesta-ustanovlenija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.