Жалоба понятие и виды

Административная жалоба: понятие. признаки, виды

Жалоба понятие и виды

Административная жалоба: понятие. признаки, виды. Производство по жалобе.

Право граждан на защиту представляет собой право на обжалование незаконных действий и решений.

1) Административные жалобы – жалобы, подаваемые в органы ПА на действия и решения представителей ПА.

2) Судебная жалоба.

Административная жалоба бывает двух видов:

– общая административная жалоба, регулируемая ФЗ о порядке;

– специальная, регулируемая другими НПА.

Характеристика общей административной жалобы:

1) может подаваться в любом возрасте (достаточно элементарной административной дееспособности);

2) российским законодательством не установлены сроки для реализации права на подачу общей административной жалобы;

3) в отношении административной жалобы установлена специальная потребность; подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуется.

При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.

Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:

1) жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение.

2) для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения.

Есть ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении (организационно и функционально), это законодательство не регулирует.

3) инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе.

4) для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения.

5) для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.

В результате складывается ситуация, при которой институт административной жалобы является крайне неэффективным и не обеспечивает эффективной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Необходимость АЖ

1) административная жалоба отличается от судебной своей относительной простотой и меньшей затратностью. Предполагается, что до суда не должны доходить бесспорные дела.

2) административная жалоба является средством осуществления контроля руководителей государственных органов за деятельностью своих подчиненных. Само наличие определенного количества жалоб может быть сигналом, что в деятельности этого лица не все хорошо.

3) только в рамках института административной жалобы возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принятых сотрудником государственной власти решений или действий. Это принципиальное отличие. Судебный порядок проверяет только законность, а не целесообразность (насколько была учтена позиция жителей? Когда речь идет о корте во дворе).

4) ПА зачастую способна более эффективно, чем судебная система разрешать споры, связанные с необходимостью оценки технических, технологических, экологических и иных факторов, оценка которых требует специальных знаний.

Значит, институт административной жалобы должен существовать.

Специальная административная жалоба

Признаки (и одновременно отличия от общей АЖ):

1) специальная административная жалоба всегда регулируется отдельными правовыми актами.

Так как в тех или иных сферах процедура рассмотрения общей административной жалобы неэффективна.

Или если дело является сложным, например, связано с предоставлением финансовых средств на основе усмотрения.

2) Специальная административная жалоба может быть подана только строго определенными лицами, причем, как правило, такие лица должны являться участниками соответствующих правоотношений.

Например, подача жалобы на постановление об административной ответственности.

3) Специальная административная жалоба подается в строго указанный орган или должностному лицу.

Жалоба подается тому лицу, чьи действия обжалуются, а оно передает ее по подведомственности.

4) специальная административная жалоба всегда письменная.

Причем часто устанавливаются требования о приложении определенного перечня документов, которые призваны доказать, что лицо является участником соответствующих правоотношений; или обеспечивает сбор информации, необходимой для разрешения более сложного по своей природе дела.

5) помимо указания адресата жалобы и личных данных лица, которое подает заявления, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений.

Например, реквизиты вынесенного решения.

6) для каждой специальной административной жалобы установлены собственные сроки ее рассмотрения.

Как правило, сроки являются сокращенными.

7) в отношении жалоб, как правило, устанавливается специальный перечень решений.

Отменить решение полностью или в части, принять новое решение, отправить на рассмотрение и т.д.

Источник: https://studopedia.ru/7_126162_administrativnaya-zhaloba-ponyatie-priznaki-vidi.html

Виды жалоб и порядок составления

Жалоба понятие и виды

Жалоба является документом, в котором указывается просьба о защите прав и интересов конкретного гражданина, в результате нарушения их третьими лицами.

Обвиняемыми в данном случае могут быть как частные физические лица, так и представители организаций, юридические лица. В зависимости от того, кто и чьи права нарушил, адресатом могут быть различные инстанции.

Так же может различаться и порядок рассмотрения составленной жалобы. Все эти нюансы требуют более подробного рассмотрения.

Важно не путать термины «жалоба» и «обжалование», поскольку их часто ошибочно классифицируют как синонимичные. Жалоба — это документ, а обжалование — это процедура.

Виды жалоб

Жалоба — характеристика весьма обширная. Существует ряд типов этих документов, в зависимости от ряда факторов. На специфику оформления жалобы могут влиять особенности заявителя, нюансы процедуры, при которой осуществляется подача документа, или даже результат его рассмотрения. Подробнее виды классификаций жалоб приведены ниже.

В первую очередь такие документы классифицируют по форме поступления. Они могут быть получены уполномоченными органами:

  • по почте или при личном приеме;
  • через уполномоченного представителя;
  • через официальные органы власти;
  • через средства массовой информации;
  • от других органов, учреждений, лиц, организаций.

По признаку поступления доверенность бывает: первичная, повторная, неоднократная, массовая. По виду субъекта: индивидуальная, коллективная, анонимная.

По типу оформления это может быть: телеграмма, письмо, электронное письмо. Также классифицируются доверенности по категории автора:

  • участник военных действий;
  • инвалид ВоВ;
  • инвалид, пострадавший в ходе военных действий;
  • ветеран труда;
  • инвалид I/II/II группы;
  • ребенок с инвалидностью;
  • одинокая мать;
  • мать-героиня;
  • многодетная семья;
  • лицо, пострадавшее в результате Чернобыльской катастрофы;
  • лицо, участвовавшее в ликвидации последствии аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
  • Герой Советского Союза;
  • Герой Социалистического Труда;
  • несовершеннолетний;
  • другие категории.

По социальному положению автора документа:

  • пенсионер;
  • рабочий;
  • крестьянин;
  • работник организации бюджетного характера;
  • работник муниципальных служб;
  • военнослужащий;
  • предприниматель;
  • безработный;
  • несовершеннолетний/совершеннолетний учащийся (ученик, студент);
  • служитель религиозной организации;
  • лицо, находящееся под стражей;
  • лицо, чья свобода ограничена;
  • другие виды социального положения.

По итогам рассмотрения документа:

  • положительное решение;
  • отказано в удовлетворении;
  • заявителю даны разъяснения.

По специфике формулировки выделяют административную и исковое заявление. Кроме вышеперечисленных подвидов, в индивидуальных случаях могут использоваться другие жалобы.

Правила составления

В соответствии с действующим законодательством, вне зависимости от характера нарушения, каждый гражданин имеет право направить жалобу. И хотя унифицированной формы документа не предусмотрено, есть ряд правил его составления, которым нужно следовать.

Общие требования, актуальные для всех подвидов жалоб:

  • Документ должен составляться и передаваться только в письменной или электронной форме. Устное обращение не допускается и не обладает юридической силой.
  • Инстанция-адресат обязательно должна знать личность заявителя, хотя он вправе требовать, чтобы его персональные данные были скрыты от третьих лиц (в случае анонимных обращений).
  • В любой жалобе нужно прописать подробно шапку. В ней указываются как персональные данные заявителя/заявителей, так и информация об организации-адресате.
  • Нельзя забывать вносить полное наименование жалобы, с кратким указанием ее сути (последнее не обязательно, но желательно).
  • Основная часть жалобы должна включать все основные факты, которые привели к необходимости ее составления. В частности, нужно подробно описать, когда, кем и каким образом были нарушены права заявителя. Вся информация вносится с указанием только тех фактов, которые относятся к делу («лирические отступления» и сбивчивая форма повествования не приветствуются).
  • В просительной части жалобы заявитель должен по пунктам перечислить перечень своих требований. Если он хочет остаться инкогнито, это должно указываться именно в данном разделе.
  • Так же требуется вписать в виде списка все приложенные материалы и документы, которые выступают в качестве доказательств в данном вопросе.
  • В конце заявитель ставит дату, когда документ был составлен, и свою подпись (желательно — с расшифровкой).

Порядок подачи

Прежде чем описывать порядок подачи жалобы определенного типа, нужно перечислить, в какие инстанции она может быть направлена.

Организации-адресаты жалоб:

  • судебные инстанции;
  • Роспотребнадзор;
  • трудовая инспекция;
  • управляющие компании/ТСЖ;
  • жилищные инспекции;
  • торговые сети;
  • другие государственные и негосударственные организации.

Оформлять жалобу можно или в электронном, или в печатном виде, на бланке (можно и в рукописном, но нежелательно — с ним имеется ряд трудностей). Направляется она, соответственно, через интернет, через почту или посредством личной доставки документа заявителем.

Когда сотрудники инстанции получают жалобу, они обязаны ее рассмотреть в течение месяца. Поэтому желательно направлять ее заказным письмом, с указанием даты, когда документ был доставлен. Это требуется для страховки от недобросовестных работников, которые могут затягивать подобные процедуры.

Ответ, как правило, направляется в том же формате, что и первоначальная жалоба, по указанному в ней адресу проживания заявителя (или в соответствующий офис, если заявитель — юридическое лицо). Поэтому важно указать фактический адрес проживания, или актуальный юридический адрес.

Источник: https://whoyougle.ru/documents/appeals

Производство по предложениям, заявлениям, жалобам граждан в сфере государственного управления

Жалоба понятие и виды

Право на подачу индивидуальных и коллективных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Исходя из смысла этой статьи, граждане Российской Федерации вправе обращаться к Президенту РФ, в любые органы законодательной, исполнительной, судебной власти, в органы прокуратуры и др.

К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение — это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление — обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно прав и интересов заявителя.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы, которым обладают все граждане, и специальное право жалобы, предоставленное лицам как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.д. Например, участие в каком-либо процессе в качестве потерпевшего, свидетеля, эксперта и т.д.

Виды общего права жалобы

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида: право на административное обжалование, право на судебное обжалование.

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (далее — Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом могут быть обжалованы действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан.

В этом Законе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу.

В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 6 ст. 8).

Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Федеральный закон, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в течение 30 дней.

Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.

Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Специальное право жалобы

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

В качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители. Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается).

Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

По мнению авторов, в административном процессе присутствует отдельный вид и порядок обжалования лицами, пользующимися государственными и иными видами услуг. Данный вид обжалования, во-первых, закреплен в федеральных законах, во-вторых, имеются правительственные требования. С учетом его важности для административного процесса рассмотрим его более подробно.

Так, руководителям всех уровней государственных органов в процессе регулирования внутренних организационных процессов (регламентирования) в подразделениях и службах, обладающих правом или обязанностями предоставления государственных услуг, необходимо учитывать нормы Федерального закона от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ), а также требования постановления Правительства РФ от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».

Как видим, данный документ издан в соответствии со ст. 11.2 названного Федерального закона.

Смысл необходимости подобного суждения заключается в том, что если вопросы предоставления государственных услуг (функций) считать как самостоятельный принцип в государственном управлении, то и вопросы их регулирования в административном процессе необходимо рассматривать отдельно. Этого же требует и правительство страны.

Другими словами, в науке административного права и процесса закономерно присутствует совершенно новый самостоятельный принцип обжалования в области предоставления государственных услуг — незаконных решений (требований) и действий (бездействия) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных государственных гражданских служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Без подобного (научно-практического) суждения и толкования в правовой науке мы не сможем говорить о соблюдении принципов правоприменительной деятельности, о государственном управлении, реализации конституционных и иных законодательных норм в России. При этом субъектами предоставления государственных услуг выступают: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, их должностные лица; государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и их должностные лица.

С другой стороны, подобные требования должны присутствовать и на уровне местных и муниципальных органов исполнительной власти, в частности, издание ими подобных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обжалования нарушений правил предоставления услуг на местном и муниципальном уровнях.

Постановление Правительства РФ № 840 определяет, что:

  • федеральным органам исполнительной власти (МВД России и территориальным органам), органам государственных внебюджетных фондов страны, предоставляющим государственные услуги, необходимо обеспечить прием и рассмотрение жалоб в соответствии с правилами предоставления услуг;
  • органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует руководствоваться настоящим постановлением при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих.

Реализация федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов страны полномочий, предусмотренных постановлением, осуществляется в пределах установленной предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

По существу правила предоставления услуг определяют процедуру подачи жалоб на нарушение порядка их предоставления, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) федеральных органов и их должностных лиц, федеральных госслужащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов страны при предоставлении услуг и их рассмотрения. Действие правил распространяется только на жалобы, поданные с соблюдением требований Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Источник: https://be5.biz/pravo/a014/15.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.