Жалобы на 44 фз

Высшая школа закупок – Обжалование действий заказчика участником

Жалобы на 44 фз

Путеводитель по контрактной системе (44-ФЗ)

Участник закупки может обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, если они нарушают его права и законные интересы (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – Закон N 44-ФЗ).

Причинами обжалования действий заказчика могут, например, являться следующие:

1) неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к конкретным видам работ, лицензий, сертификатов соответствия на поставляемый товар или требование о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам, ТУ и т.п.;

2) в один лот объединены функционально и технологически не связанные товары, работы, услуги;

3) в допуске к участию в закупке отказано в связи с тем, что опись входящих в состав заявки документов не подшита к ней;

4) участник отстранен от участия в закупке либо ему отказано в заключении контракта на основании того, что представленные сведения о товаре, подлежащем поставке, учредителях, номере телефона участника, а также о наличии лицензий или свидетельств СРО недостоверны.

При обращении в суд необходимо учитывать, что обжалуемые действия (бездействие) должны не соответствовать закону (иному нормативному правовому акту) и одновременно нарушать права, законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).

Закон N 44-ФЗ предусматривает два способа обжалования:

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий – незаконными (судебный порядок).

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими. При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

В контрольном органе нельзя обжаловать действия заказчика в следующих случаях:

– контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

– по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

– обжалуются допущенные комиссией нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие (ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ).

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика.

В частности, они не могут обжаловать действия, совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч.

3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

По общему правилу обжаловать действия заказчика во внесудебном порядке можно не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов, перечисленных в ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ. При определении поставщика закрытым способом указанный срок исчисляется с даты подписания соответствующего протокола.

Таблица. Сроки подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях

Обжалуемые действия (документы)Срок обжалованияНормы
Положения документацииДо окончания срока подачи заявокЧасти 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия, связанные с заключением контрактаНе позднее даты заключения контрактаЧасть 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия, совершенные при проведении электронного аукциона на этапе рассмотрения вторых частей заявок или при заключении контрактаДо заключения контрактаЧасть 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ

——————————–

Целесообразно подать жалобу не позднее дня, предшествующего дате заключения контракта. Закон N 44-ФЗ не конкретизирует, что считать моментом заключения контракта при определении срока обжалования.

Если жалоба подана в день заключения контракта, данный срок может быть признан нарушенным (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.02.

2016 N Ф05-19866/2015 по делу N А40-26029/15).

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

СИТУАЦИЯ: Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока?

Ответ: Нет, не правомерен. Однако в судебной практике есть примеры иного подхода в ситуациях, когда жалоба поступила в контрольный орган после заключения контракта.

Обоснование: Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит правил исчисления сроков, но при этом основывается среди прочего на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст.

194 ГК РФ письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24:00 последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Следовательно, жалобы, направленные по почте в установленный срок, не должны быть возвращены без рассмотрения из-за того, что нарушены сроки обжалования.

Рекомендация. Целесообразно направлять жалобу почтой заблаговременно, чтобы к моменту ее поступления в контрольный орган не истек установленный в Законе N 44-ФЗ срок обжалования действий (бездействия) заказчика.

Такие действия участника исключат риск того, что контрольный орган в случае признания жалобы обоснованной не сможет применить некоторые из своих полномочий.

Например, если жалоба поступает после заключения контракта, невозможно выдать предписание об аннулировании процедуры определения поставщика или приостановить процедуру заключения контракта.

Правоприменительная практика: Практика по данному вопросу неоднородна. Существуют примеры, когда при аналогичных обстоятельствах суды, основываясь на положениях Гражданского кодекса РФ, признают жалобы поданными в срок. ФАС России придерживается такой же позиции (Письмо от 29.12.2015 N ИА/76070/15).

В ряде случаев суды считают возврат жалоб, направленных почтой в установленный срок, но поступивших в контрольный орган после заключения контракта, правомерным.

При этом суды указывают, что определяющее значение имеет наличие у контрольного органа возможности совершить действия по приостановлению процедуры заключения контракта до рассмотрения жалобы, поэтому датой ее подачи следует считать дату поступления в такой орган.

3.1. Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика >>>

3.2. Жалоба участника на действия заказчика >>>

3.3. Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика >>>

3.4. Отзыв жалобы на действия заказчика, поданной участником в контрольный орган >>>

3.5. Возможные действия участника в зависимости от результатов рассмотрения жалобы >>>

3.1. Выбор контрольного органа,

в который участник подает жалобу на действия заказчика

Органами власти, которые уполномочены рассматривать жалобы, по общему правилу являются:

1) Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России);

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

– муниципальные нужды – любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

– нужды субъекта РФ – ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

– федеральные нужды или государственный оборонный заказ – ФАС России.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 “Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Источник: https://fz44.org/news/113-putevoditel-po-44-fz/423-obzhalovanie-dejstvij-zakazchika-uchastnikom

Жалобы по 44-фз

Жалобы на 44 фз
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ответ:

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062, а также частью 6 статьи 104 Закона № 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган следующие информацию и документы:

  • информацию о поставщике. Например, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН поставщиках (подрядчиках, исполнителях) и т.п.;
  • информацию о результатах закупки. Например, заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  • информацию, идентифицирующую предмет контракта. Например, объект закупки, цена контракта и срок его исполнения; идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
  • основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Такую информацию необходимо оформить в письменной форме на бланке и за подписью заказчика. В таком документе обязательно должно быть указано обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Можно представить заверенную копии документов, подтверждающих факт уведомления недобросовестного поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта и факт размещения такого решения в ЕИС.

Ответ:

В данном случае поставщик имеет право обратиться с заявлением в ФАС на действия такого производителя, например в части нарушения положений статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Положениями указанно статьи предусмотрен например запрет совершение действий которые приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

В дальнейшем ФАС будет рассматривать вопрос о привлечении такого хозяйствующего субъекта к административной ответственности.

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлен единый перечень требований, предъявляемых к участникам закупки. При этом, заказчик имеет право такой условие установить в качестве критерия квалификации участника при выборе победителя конкурса или запроса предложений. Кроме этого соблюдение подобного требования сожжет быть при наличии в конкурсе или аукционе демпинга.

В соответствии с частью 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, в случае, если предметом контракта, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на 25% и более процентов ниже НМЦК, участник обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Ответ:

В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона № 44-ФЗ оператор ЭП обязан направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками;
  • информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, если оператор ЭП не прислал копии учредительных документов, то комиссия заказчика в силу закона такую заявку отклоняет. В данном случае речь идет о техническом сбое со стороны оператора ЭП. Участнику необходимо обжаловать действия оператора ЭП, который не направил копию учредительных документов в адрес заказчика или обжаловать действия комиссии по неправомерному отклонению заявки на участие в аукционе.

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлен единый перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, а не к субъекту, привлекаемому к исполнению уже заключенного контракта.

В частности пунктом 1 указанной нормы установлено, что участник закупки должен соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Данное требование как раз и подразумевает наличие у участника (у того, кто подает заявку) наличие разрешительных для данного вида деятельности документов. Такая позиция неоднократно встречается в административной практике, например, в решении Ставропольского УФАС России от 16.03.

2018 по делу № РЗ-365-2018 отмечено, что «действующим законодательством о контрактной системе установлено обязательное требование о необходимости наличия лицензии на оказание услуг непосредственно у участника закупки, в случае, если оказание данных услуг является лицензируемым видом деятельности».

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона № 44-ФЗ после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы:

  • размещает в ЕИС;
  • направляет участнику закупки, подавшему жалобу, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. Таким образом, поставщик получает «личное» уведомление о принятии жалобы, а также может «раздобыть» такую информацию иными путями. Например, проанализировав информацию в реестре жалоб или связавшись с контрольным органом по телефону в целях уточнения информации.

Обратите внимание!

В соответствии с частью 7 статьи 105 Закона № 44-ФЗ участник закупки, подают жалобу в письменной форме.

Следовательно, иной способ подачи жалобы, например через электронною почту должен соответствовать действующему законодательству в части признания равнозначности документов.

А именно, если жалоба участника не содержит электронную подпись, то это свидетельствует о не соблюдении требований части 1 статьи 6 Закона об электронной подписи.

Например, в Решении Челябинского УФАС России от 08.11.2018 № 703-ж/2018 отмечено, что жалоба, поданная посредством функционала сайта ФАС России, не подписанная электронной подписью не может быть приравнена к поданной в письменной форме.

Источник: https://44fzrf.ru/zhaloby-po-44-fz/

Статья 105. Порядок подачи жалобы | ГАРАНТ

Жалобы на 44 фз

Статья 105. Порядок подачи жалобы

1.

Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки таких действий (бездействия) в судебном порядке.

3.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

4.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

5.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи.

6.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, не позднее даты заключения контракта.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также – жалоба) должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок;

Часть 11 дополнена пунктом 5 с 1 июля 2019 г. – Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки – юридического лица, включена в соответствии с настоящим Федеральным законом в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

18.

Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

Источник: https://base.garant.ru/70353464/41f30b66f51d8e9f5a28b7a545140739/

Как и на что можно подать жалобу в ФАС при закупках по 44-ФЗ. Сроки и процедура

Жалобы на 44 фз

Первое, что нужно сделать, когда есть желание поучаствовать в закупке – изучить положения документации (конкурсной или аукционной) на предмет соответствия закону и Вашим интересам.

Конечно, положения документации не должны соответствовать возможностям и пожеланиям именно Вашей организации, однако, есть ряд моментов, которые можно обжаловать, и постараться добиться формирования положения документации, более комфортных именно для Вас.

Вообще, жаловаться по 44-ФЗ (Закон о контрактной системе) можно или в ФАС, или в Арбитражный суд – но специфика закупок в том, что они проводятся за довольно короткий период времени, а, как мы все знаем, суды у нас проходят не быстро. Поэтому в суд имеет смысл подавать заявление только в случае, когда решение ФАС было не в Вашу пользу и Вы хотите использовать все возможности.

В ФАС можно жаловаться по двум основаниям:

  • на положения документации о закупке
  • на результаты закупки.

На положения документации можно жаловаться до момента окончания подачи заявок. Т.е. если окончание подачи заявок наступает 01.09 в 10:00, Вы можете подать жалобу в ФАС до 01.09 не позднее 9:59.

Жалоба на положения документации – это очень широкий круг вопросов, которые можно затронуть, например:

  • сокращён срок подачи заявок
  • не верно выбрана форма проведения закупки (конкурс/аукцион)
  • ошибки в способе формирования цены закупки
  • ошибки в требованиях к обеспечению заявки
  • нарушения в проекте контракта
  • излишне установленные или, наоборот не установленные там, где это необходимо, требования к лицензии или допуску СРО участника
  • не верно описан объект закупки
  • не объективно описан порядок оценки заявки при проведении конкурса
  • и так далее.

Список оснований для обжалования, по сути, бесконечен. Чем существеннее будет нарушение и чем более убедительно Вы его обоснуете, тем больше вероятность успеха на рассмотрении жалобы.

Сроки и процедура

На результаты закупки можно жаловаться в течение 5 дней с даты протокола, содержащего эти результаты (на этом этапе уже нельзя обжаловать положения документации).

Например, в аукционах, чаще всего жалуются на результаты рассмотрения первых частей заявок (ПЧЗ). В данном протоколе указывается, заявка какого из участников допущена к участию в аукционе, а какого нет.

В протоколе содержатся и сами основания отклонения заявки, которые и подлежат обжалованию.

Если же речь идёт о конкурсе, то чаще всего обжалуется применение порядка оценки заявок, установленного в документации. То есть, например, если оценивается количество сотрудников участника закупки и в заявке указано, что их 20 человек, а баллы насчитаны за 10 человек и, при этом нет обоснования такого расчёта, то это однозначно можно обжаловать и есть хороший шанс на выигрыш.

Жалобы в ФАС подаются в бумажном виде (подписанные уполномоченным лицом, с приложением документа, подтверждающего эти полномочия) или в электронном виде с электронной подписью руководителя организации. Наиболее удобной, особенно, в последнее время, конечно же, является электронная подача жалобы.

Жалобы в ФАС рассматриваются быстро – 5 рабочих дней с даты подачи жалобы – и, что важно, закупка приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу (чего не бывает при рассмотрении в суде).

То есть, например, при обжаловании протокола рассмотрения ПЧЗ, с момента принятия жалобы, до её рассмотрения, закупка будет приостановлена в части подписания контракта.

Так как закупки проходят в электронном виде, то блокировку через ФАС никак не обойти.

Рассмотрение и предписание

Рассмотрение жалобы происходит, на сегодняшний день, исключительно в дистанционном формате.

За день или два до рассмотрения жалобы на почту заявителя приходит письмо из ФАС с подробной информацией по механизму подключения к онлайн заседанию и кодами доступа. Вопрос с подтверждением полномочий довольно туманный, т.к.

ФАС просто просит прислать скан доверенности на представителя заявителя, а документ, удостоверяющий личность, почти никогда не спрашивают (в редких случаях, просят показать его через камеру).

С учётом того, что камеры у участников заседаний далеко не всегда есть или работают, этот вопрос оставим «за скобками».

В назначенное время заявитель подключается к конференции, на которой присутствуют члены комиссии ФАС (обычно 3 человека) и представители заказчика.

Заявитель излагает свои доводы, далее заказчик представляет свои возражения, после чего комиссия задаёт участникам вопросы и даёт возможность прокомментировать выступление оппонентов. После выступлений сторон, комиссия отключает систему и остаётся для принятия решения.

Обдумывание может длиться от 1-2 минут до часа. После этого, конференция вновь восстанавливается и участникам оглашают решение.

Решений может быть 3 вида:

  • жалоба обоснована (если все доводы нашли подтверждение)
  • жалоба частично обоснована (если часть доводов подтвердилась)
  • жалоба не обоснована (если комиссия не согласилась с позицией заявителя).

По результатам решения может быть выдано или е выдано предписание, что как раз и является самым важным для заявителя.

Бывает так, что жалоба обоснована полностью, но нарушения столь не существенны, что предписания не выдают, а бывает, что жалоба не обоснована полностью, но в ходе внеплановой проверки (вне доводов жалобы), комиссия усмотрела некие иные нарушения и выдала предписание о внесении изменений в документацию.

В предписании, в случае его выдачи, указывается что нужно сделать заказчику или его комиссии и в какой срок. За неисполнение предписания ФАС, на заказчика может быть наложен существенный административный штраф.

Обжаловать или принять: действия после вынесения решения

Решение ФАС, если оно не устраивает ту или иную сторону, можно обжаловать в Арбитражном суде в течение трёх месяцев со дня вынесения решения.

Как правило, обжалованием занимаются заказчики, так как для них, сам факт признания жалобы обоснованной является болезненным, по причине возбуждения в этом случае административного производства и наложения соответствующих штрафов на заказчика или членов комиссии.

Для заявителя же, обжалование решения ФАС, равно как и положений документации или протоколов рассмотрения заявок, в судебном порядке, как правило является не интересным, так как требует расходов, а ощутимого результата, обычно, не приносит.

Проблема тут в том, что суды, до последнего времени занимали позицию, что раз контракт уже частично исполнен, то даже если были какие-то нарушения при его заключении, то расторгать его не целесообразно, так как это приводит к нарушению прав третьих лиц.

Это долгие годы ставило фактический барьер на обжалование в судах действий заказчиков и ФАС из-за бессмысленности этих действий. Однако, в 2020 г. начался процесс, который говорит о том, что, возможно, что-то стало меняться в сознании судейского корпуса.

Совсем недавно, по нескольким делам в Арбитражном суде СПб и ЛО были вынесены решения о расторжении контрактов, заключённых с нарушением норм закона. Все решения появились после жалоб участника рынка на отклонение его заявок на конкурсные процедуры.

Как минимум одно решение вступило в силу, после утверждения его апелляционной инстанцией.

Что касается общих рекомендаций по обжалованию в ФАС, то можно посоветовать перед написанием жалобы, очень внимательно изучить практику ФАС конкретного региона, куда будет подана жалоба, поскольку подходы к одним и тем же вопросам, в различных регионах, бывает совершенно различными, более того, ссылки на практику ФАС в тексте жалобы всегда бывают очень полезны.

Если доводы основаны не только на положениях закона, но и на документах технического регулирования и прочих специальных подзаконных актах, нужно постараться разъяснить их суть комиссии ФАС максимально понятно и доходчиво, ведь они не являются специалистами в узких специфических вопросах, о которых часто идёт речь на заседаниях комиссии.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/esli-ne-dayut-chestno-vyigrat-kak-pozhalovatsya-v-fas-na-narusheniya-pri-zakupkah

Порядок подачи жалобы по 44-ФЗ (ст. 105)

Жалобы на 44 фз

В государственных закупках работа и добросовестность поставщиков находится под особым контролем и за существенные нарушения действующего законодательства можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

материал на эту тему можно посмотреть по ссылке. Работу заказчиков контролирует сразу несколько федеральных ведомств. Данному виду контроля в Законе о контрактной системе отведена целая глава, которую мы рассмотрели в этой статье.

Однако, на этом контроль за закупками заказчика не заканчивается.

Для обеспечения прозрачности и доступности закупок, не допущения ограничения конкуренции и сговора между сторонами госзаказа Законом о контрактной системе предусмотрена возможность подачи жалобы. Стоит отметить, что жалобу можно подать как на неправомерные действия, так и на бездействие.

На кого можно жаловаться? Это могут быть заказчики и его должностные лица, уполномоченные учреждения, оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки.

Кто может жаловаться? По сути, исходя из части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, пожаловаться может любой гражданин, если действия или бездействия должностных лиц нарушают права и интересы этого гражданина.

Когда можно подавать жалобу? В любое время определения поставщика, но не позднее десяти календарных дней с даты подведения итогов закупки. То есть фактически жалобу можно подать в любой момент с даты размещения закупки в Единой информационной системе до даты заключения контракта.

Но всё было бы так просто, если б это не был наш горячо любимый 44-ый. Есть несколько нюансов:

  • на положения документации и извещение о закупке жалоба может быть подана не позднее окончания срока подачи заявок;
  • если жалоба направлена на действия (бездействия) должностных лиц во время или после рассмотрения заявок, то подать её может только участник закупки, подавший заявку на участие в торговой процедуре;
  • если обжалуемые действия совершены после рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсах и аукционах или при заключении контракта, то обжалование таких действий осуществляется до заключения контракта;
  • обжалование действий (бездействий) оператора электронной площадки и специализированного оператора электронной площадки возможно в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий.

По окончании этих сроков жаловаться можно только в судебном порядке.

Куда подать жалобу?

Жалобу на действия (бездействия) должностных лиц необходимо подавать в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок исходя из подведомственности заказчика (федерального уровня, уровня субъекта, органы местного самоуправления, контрольные органы в сфере гособоронзаказа). Также подача жалобы в ФАС не является препятствием для одновременного обращения с исковым заявлением в судебные органы.

Информация о всех поданных жалобах и принятых по ним решениям включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Данные, внесённые в реестр, доступны для ознакомления в свободном доступе в Единой информационной системе в разделе “Контроль и аудит”.

Возврат жалобы

Казалось бы, что здесь сложного? Написал своё мнение – бумага всё стерпит, приложил документы, какие посчитал нужным, а там знающие люди разберутся. Но всё далеко не так.

Жалоба может быть возвращена лицу, её направившему. Решение о возвращении жалобы должно быть принято в течение двух рабочих дней с даты обращения.

Поэтому если этот срок истёк, а вам никто жалобу не вернул, то, скорее всего, вашу жалобу рассматривают.

Закон о контрактной системе даёт возможность участнику закупки отозвать поданную им же жалобу. Произойти это должно ДО принятия решения по жалобе. И больше по тем же причинам жаловаться у участника не получится. Закон это запрещает.

Причины возврата жалоб:

  1. Жалоба не соответствует требованиям Закона о контрактной системе – не подойдёт вариант “пишу как хочу”.
  2. Жалоба не подписана уполномоченным лицом – даже если все документы по жалобе в порядке, но в сопроводительном письме забыли поставить подпись, то всё будет возвращено обратно жалобщику.
  3. Жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами – необходимо приложить приказ наделении полномочиями по направлению жалоб либо о назначении (тогда лучше приложить копию должностной инструкции, если в приказе прямо не указаны полномочия по направлению обращений).
  4. Жалоба на те же действия (бездействия) по которым уже есть решение суда или контрольного органа – увы, так тоже бывает, иногда кто-то успевает быстрее нас.

Как правильно оформить жалобу в контрольные органы

В первую очередь, необходимо знать, что жалоба подаётся в письменном виде. Никакие e-mail-ы, телеграфы, факсы и усиленные электронные цифровые подписи здесь не действуют. При подаче жалобы (точнее уже при её оформлении) участником закупки формируется целый пакет документов.

Обязательные требования Закона по содержанию жалобы:

  1. Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, действия (бездействия) которого обжалуются.
  2. Наименование, местонахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов лица, подавшего жалобу.
  3. Указание на закупку, за исключением случае обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.
  4. Указание на обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц.
  5. Документы, подтверждающие обоснованность жалобы – это могут копии документов или скриншоты монитора компьютера, например.
  6. Сопроводительное письмо с указанием перечня прилагаемых к жалобе документов.

Сама жалоба подписывается лицом её подающим либо его представителем. Если жалоба подаётся представителем, то необходимо приложить доверенность или иной подтверждающий его полномочия документ.

Нормативная база:

  • Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 №728;

Источник: https://good-tender.ru/razbor/747-poryadok-podachi-zhaloby-po-44-fz-st-105

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.