Жкх завышает ставки по содержанию жил пом

Содержание

Ловушка в квитанции: как заставляют платить за ЖКХ больше

Жкх завышает ставки по содержанию жил пом

Коронакризис подкосил доходы многих простых россиян. Некоторым стало даже нечем платить за услуги ЖКХ. Но коммунальщики не торопятся взыскивать долги по суду: это хлопотно. Вместо этого некоторые управляющие компании решили заработать на тех, кто по своим счетам платит. Как определить, что вас обманывает УК, и как с этим бороться, разбирался Лайф.

Сергей и Наталья живут в Подмосковье. С сентября они заметили, что в их платёжке цифра оплаты за общедомовые нужды выросла почти на 300 рублей. В доме, где живут Сергей и Наталья, семнадцать этажей, на каждом этаже по четыре квартиры, а всего подъездов пять.

То есть управляющая компания (УК) стала ежемесячно доначислять их дому примерно 102 тыс. рублей. Молодые люди решили выяснить, с чем связано такое увеличение расходов.

На первый взгляд, всё просто: общедомовые нужды (ОДН) — это затраты воды и электроэнергии, необходимые для работы инженерных коммуникаций дома и обслуживания подъездов и прочих помещений общего назначения.

Логично, что для установления суммы ОДН для каждого жильца достаточно выполнить нехитрые арифметические действия: взять показания общедомовых счётчиков, умножить на тариф, отнять от полученной суммы то, что должны платить все жильцы, исходя из показаний их квартирных счётчиков, а то, что останется, — это и есть сумма общедомовых нужд, которая делится на количество всех квартир в доме.

Недвижимость освободили от налога на богатых

Сергей обратился в свою УК с просьбой предоставить информацию о расчётах общедомовых расходов, но ответа на его запрос не последовало.

Тогда он обратился в жилищную комиссию, где его заверили, что затребуют в УК и проверят все данные, но этим чиновники и ограничились.

И только после того, как общее собрание жильцов дома, инициированное Сергеем, обратилось в прокуратуру, была назначена и проведена проверка, которая выяснила, что УК стала завышать затраты.

Фото © ТАСС / Геодакян Артём

Как пояснил руководитель УК, дополнительные средства понадобились якобы для проведения срочных ремонтных работ. Однако проверкой было установлено, что по факту таких работ не проводилось.

По представлению прокуратуры Государственная жилищная инспекция оштрафовала УК на 50 тысяч рублей и обязала зачесть сумму переплат, внесённых жильцами, в счёт будущих периодов.

Ситуация Сергея и Натальи не единична, — утверждает заведующий “Западной коллегии адвокатов г. Москвы” Александр Инютин. — Хотя в их конкретном случае для всех жильцов дома, в котором они проживают, разбирательство закончилось с положительным результатом, но, к сожалению, так происходит нечасто.

Сейчас в соответствии с Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 424 действует временный мораторий на начисление штрафных санкций за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги, при этом до 1 января 2021 года введён запрет на отключение потребителей от услуг ЖКХ, даже если они являются неплательщиками.

В связи с этим некоторые УК стараются “оптимизировать” доходы за счёт тех, кто исправно оплачивает ЖКУ.

Такие нечестные коммунальщики либо, как в ситуации Сергея, поднимают стоимость своих услуг под предлогом оплаты неких обязательных работ, либо просто завышают реальную стоимость расходов на потребляемые ресурсы или работы и пользуются тем, что граждане практически никогда это не проверяют, хотя имеют полное право.

Фото © ТАСС / Геодакян Артём

С Инютиным согласен и участник движения “Народный контроль ЖКХ” Александр Касаткин.

УК завышают цифры в строчке “оплата ОДН”, потому что многие собственники квартир просто не проверяют эти расходы, — считает он.

Есть россияне, которые вообще ставят в банковском приложении автоплатёж за услуги ЖКХ и не смотрят даже на показания своих квартирных счётчиков.

У таких пришла платёжка — и деньги сразу списались на её оплату. Для УК это идеальный вариант.

Постановлением Правительства РФ № 354 ОДН включены в состав платы за содержание жилого помещения. Перечень коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, приведён в ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.

При этом в письме Минстроя № 12368-АЧ/04 дополнительно уточняется, что в каждом субъекте Федерации приняты отдельные нормативы максимальной величины ОДН в доме определённого типа, с определённой площадью чердачных, подвальных помещений и других, относящихся к общедомовому хозяйству.

УК может начислить плату ниже норматива, если так выходит по общедомовому счётчику, но выше — не может.

Согласно пп. “е” п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, собственник имеет право в любой момент запросить у УК сведения о показаниях общедомовых приборов учёта и проверить правильность расчёта платежей. Такие данные должны быть предоставлены в течение одного рабочего дня со дня обращения.

Но, как показала ситуация Сергея и Натальи, некоторые УК не торопятся исполнять закон.

Некоторые УК используют целый набор методов, чтобы увеличить затраты жильцов, а свой доход нарастить.

Это и фиктивные домовые аварии, на которые списывают повышенный расход воды и электроэнергии; это и профилактические работы, которые никто не проводил, но они были жильцами оплачены; это и использование разницы между показанием общедомового счётчика и нормативом по региону (когда по счётчику можно было начислить меньше, но УК начислила по нормативу, потому что так больше). Бороться со всеми этими поборами можно, достаточно только внимательно относиться к своим платежам.

Фото © ТАСС / Смирнов Владимир

Если при сравнении платёжек за четыре-пять месяцев вы обнаружили, что сумма за ОДН колеблется, это верный признак того, что УК пытается брать больше положенного.

Имеет смысл составить обращение к своим коммунальщикам и запросить показания общедомовых приборов, сравнить их с региональными нормативами, найти которые можно или на сайте правительства своего региона, или на портале Федеральной антимонопольной службы.

Обнаружили, что требования коммунальщиков выше, чем зафиксировали общедомовые счётчики? Следует обратиться с жалобой в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру. Если не добились ответа там, можно обратиться за судебной защитой. Как показывает практика, суды в большинстве своём выносят решения, обязывающие УК вернуть всё, что они взяли незаконно.

Источник: https://life.ru/p/1351684

Незаконность повышения платы за содержание жилья управляющими организациями в одностороннем порядке

Жкх завышает ставки по содержанию жил пом

Материал основан на практическом опыте работы автора, в результате которой собственникам сотен квартир были произведены перерасчеты платы за содержание жилья. Если у Вас возникла подобная ситуация или возникли вопросы по представленному материалу, Вы можете обратиться за консультацией к автору за получением разъяснений в онлайн-чате.

В этой статье мы разберем следующие темы:

  • Работы необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества
  • Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома
  • Расходы собственника квартиры по содержанию и ремонту общего имущества
  • Незаконные действия управляющей организации по повышению платы за содержание жилья
  • Правовая оценка действий управляющей организации по повышению платы за содержание жилья в одностороннем порядке
  • Порядок действий в случае повышения размера платы за содержание и ремонт жилья управляющей организацией в одностороннем порядке.

Работы необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества

В соответствии с требованиями ст.

161 Жилищного Кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников к предоставлению коммунальных услуг.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества установлен Постановлением Правительства РФ № 290 и включает в себя следующие работы:

  • по содержанию конструктивных элементов многоквартирного дома;
  • по содержанию инженерно-технического оборудования;
  • по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества-тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых площадок и лифтовых кабин, лестничных площадок и маршей; по содержанию мест сбора твердых коммунальных отходов;
  • по содержанию земельного участка входящего в состав общего имущества;
  • обеспечение устранения аварий на внутридомовых инженерных системах.

Перечень работ, необходимых для каждого конкретного дома, определяется с учетом таких факторов как: степень физического износа многоквартирного дома, этажность, материал конструктивных элементов, наличие и характеристика внутридомового инженерного оборудования и технических устройств, наличие придомовой территории и расположенных на ней объектов, относящихся к общему имуществу.

Расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома

Взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ст.ст.30, 39 Жилищного Кодекса РФ, ст.ст.210, 249 Гражданского Кодекса РФ, п.28 Постановления Правительства РФ № 491, устанавливают для собственников помещений обязанность несения расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Расходы устанавливаются в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме исходя из перечня, состава и периодичности выполняемых работ и включают в себя:

  • расходы на текущий ремонт конструктивных элементов;
  • расходы на содержание и текущий ремонт внутридомового инженерного оборудования и технических устройств;
  • расходы на обеспечение санитарного состояния многоквартирного дома;
  • расходы на благоустройство и обеспечение санитарного состояния придомовой территории.

Такие расходы должны быть установлены исходя из среднерыночной стоимости работ и услуг и должны быть экономически обоснованы.

При расчете экономического обоснования учитываются расходы на оплату труда, содержание машин и механизмов, на топливо и смазочные материалы, ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов, приобретение инвентаря, приобретение строительных и иных материалов (моющие, дезинфицирующие средства и пр.

), привлечение специализированных организаций (вывоз твердых бытовых отходов, дератизация и дезинсекция подвалов и чердаков и пр.), в расчет также включается прибыль управляющей организации.

Расходы собственника квартиры по содержанию и ремонту общего имущества

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества, для каждого собственника помещения устанавливается соразмерно его долям в праве общей собственности на это имущество. На практике, доля участия в общих расходах по содержанию такого имущества, определяется для каждого собственника площадью занимаемого им помещения.

К примеру, сумма содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома площадью 10 000 квадратных метра, составляет 1 000 000 рублей в год.

одного квадратного метра будет соответственно составлять1 000 000 / 10 000 =100 рублей в год, что в месяц составляет 100/12 = 8,33 рубля.

Если квартира собственника имеет площадь скажем 50 квадратных метров, ежемесячная плата для него составит 50 х 8.33 = 416.5 руб.

Незаконные действия управляющей организации по повышению платы за содержание жилья

Многие управляющие организации практикуют ежегодное повышение в одностороннем порядке платы за содержание жилья с 1 июля или позже, ссылаясь на данные Росстата по инфляции.

Следует отметить, что ссылка на данные по инфляции, являющиеся по своей природе статистическими данными, не может быть принята во внимание, поскольку не является правоприменительным актом и не может служить законным основанием для увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину инфляции.

Инфляция не означает непременный рост всех цен в экономике: цены на отдельные товары и услуги могут повышаться, понижаться или оставаться без изменения, скажем цены на предметы роскоши, автомобили, объекты недвижимого имущества, во время инфляции снижаются. Применение таких статистических данных требует предоставления убедительных экономических обоснований, подтверждающих влияние инфляции на себестоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

В этом случае управляющей компанией должна быть проведена необходимая работа по определению степени негативного влияния инфляции на осуществляемую ею предпринимательскую деятельность.

После чего управляющая компания обязана предоставить собственникам квартир экономически обоснованные доказательства необходимости увеличения платы за содержание и ремонт общего имущества дома для последующего утверждения нового размера платы общим собранием.

Зачастую управляющие компании, в обоснование повышения платы ссылаются на решения региональных органов власти о повышении тарифов на коммунальные услуги. Однако работы по содержанию жилья к коммунальным услугам не относятся и государственному регулированию не подлежат.

Размер такой платы вытекает из условий договора управления и как было указано выше может быть изменен решением общего собрания собственников. Единственная услуга подлежащая государственному регулированию, которая входит в состав работ по содержанию жилья-это сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

Как правило, стоимость такой услуги повышается на 6% в год. На основании данного обстоятельства управляющие компании, якобы обоснованно, повышают размер платы за содержание жилья, также на 6%. На самом деле, стоимость вывоза мусора составляет в среднем 3р/1кв.м. жилья(6% =0.18р.

), и вот на эти 18 копеек, управляющая компания может повысить размер платы за один квадратный метр жилья. В тоже время, плата за содержание жилья в среднем 20 руб/1кв.м. жилья (6%=1,08р.), т.е. плата повышается на 1,08 руб/1кв.м. Если площадь квартиры составляет 50 кв.м.

, размер платы за жилье повышается на 54 рубля ежемесячно (50 х 1.08 = 54р). Вот такая нехитрая арифметика.

Правовая оценка действий управляющей организации по повышению платы за содержание жилья в одностороннем порядке

Решение об увеличении собственникам платы за содержание и ремонт общего имущества является необоснованным и незаконным по следующим основаниям:

Согласно ч. 7, ст.156, ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется общим собранием с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Из смысла данной нормы следует, что собственники помещений учитывают, т. е. принимают во внимание предложения управляющей компании.

Указанная норма не устанавливает обязанности для собственников утверждать плату за содержание и ремонт жилья в размере, предложенном управляющей компанией, равно как и обязанности согласования решений общих собраний с управляющей компанией.

Более того, любое согласование решения собрания, являющегося свободно выраженным волеизъявлением граждан, незаконно, поскольку направлено на ограничение их конституционных прав.

Следует также отметить, что ссылка на данные по инфляции, являющиеся по своей природе статистическими данными, не может быть принята во внимание, поскольку не является правоприменительным актом и не может служить законным основанием для увеличения управляющей компанией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на величину инфляции.

Из содержания норм, предусмотренных ч.4 ст.450, ч.3 ст.1, ч.3, ст.307 вытекает, что в том случае, если договором управления предусмотрено условие, предоставляющее управляющей организации право на одностороннее изменение цены договора, она должна пользоваться этим правом добросовестно, не нарушая ожидания собственников.

Аналогичной позиции придерживается ВС РФ. Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено, что

управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 – 453 ГК РФ).

Учитывая то обстоятельство, что по своей правовой природе договор управления является договором возмездного оказания услуг, отношения по нему регулируются главой 39 ГК РФ, и применяются законы о защите прав потребителей, иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со ст.33, Закона Р Ф, № 2300−1 от 07.02.1992 г.,

исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке. В случае отсутствия у управляющей организации возможности исполнять договор управления за установленный общим собранием размер платы, управляющая организация имеет возможность защитить свои интересы путем расторжения договора управления.

Из всего изложенного вытекает, что повышение платы за содержание жилья без предоставления экономически обоснованных доказательств необходимости ее увеличения, без обсуждения и утверждения общим собранием собственников нового размера такой платы, незаконны и необоснованны.

До предоставления затребованной выше информации, обсуждения и утверждения общим собранием собственников нового размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома собственники дома оставляют за собою право оплачивать данную услугу в размере, установленном до его повышения управляющей организацией.

Порядок действий в случае повышения размера платы за содержание и ремонт жилья управляющей организацией в одностороннем порядке

С целью предотвращения такого повышения платы за указанную услугу, необходимо ежегодно, в срок до утверждения органами власти новых тарифов (до 1 июля), утверждать размер такой платы решением общего собрания собственников. Поскольку такое решение собственников затрагивает интересы управляющей компании, ее необходимо письменно известить, с указание даты, времени и места проведения собрания.

Не рекомендуется утверждать плату в размере меньшем того который действовал на момент принятия решения. В таком случае от собственников могут потребовать экономические обоснования такого понижения. Лучше всего утвердить на следующий год тот размер платы, который существует на момент принятия решения.

Решение собрания необходимо оформить протоколом в двух экземплярах. Один экземпляр подлежит передаче в течении 10 дней в управляющую компанию, лицом инициировавшим собрание. Второй экземпляр протокола должен хранится в месте определенном решением этого собрания.

В случае, если управляющая компания, игнорируя решение собственников повысит плату за содержание жилья, необходимо направить в Управление Государственного Жилищного Надзора (УГЖН) соответствующую жалобу, предъявив предварительно требование к управляющей компании. Как правило, УГЖН по такой жалобе проводит в отношении управляющей компании внеочередную проверку и выдает предписание о начислении платы в соответствии с решением общего собрания. Также собственники вправе предъявить иск в суд.

Если собственники не провели общее собрание и не приняли размер платы, это не является основанием для управляющей компании для повышения платы в одностороннем порядке, даже если договором управления предусмотрено условие, предоставляющее ей такое право.

В таком случае необходимо предъявить управляющей организации требование о начислении платы в размере действовавшем до повышения. Если управляющая компания откажет или не ответит в течение 30 дней на предъявленное требование, необходимо направить в УГЖН соответствующую жалобу.

Поддубный Сергей Николаевич

18.08.2018 14:46

Источник: https://ConsJurist.ru/content/2095

В россии уже ввели штрафы за завышение цен на услуги жкх

Жкх завышает ставки по содержанию жил пом

Штрафные санкции за завышение стоимости коммунальных услуг в нашей стране уже существуют, сообщила “Российской газете” исполнительный директор НП “ЖКХ “Контроль” Светлана Разворотнева. Но они редко применяются, посетовала эксперт.

В СМИ прошла информация, что в России могут ввести штрафы для ресурсоснабжающих организаций, если они завышают цены.

Со ссылкой на “Известия” они сообщили, что Минстрою поручено подготовить соответствующую поправку в статью 157 Жилищного кодекса РФ.

Сделать это необходимо в ближайшее время, так как в марте ведомство уже должно внести законопроект в правительство, а в сентябре кабмин может уже направить поправку на рассмотрение в Госдуму.

Коммунальные услуги в 2020 году подорожают лишь один раз

В разговоре с “РГ” Светлана Разворотнева ссылается на пункт 6 статьи 157 Жилищного кодекса, где уже предусмотрена возможность штрафных санкций для тех, кто предоставляет коммунальные услуги и завышает их стоимость. А пунктом 7 статьи 157 установлено, что в течение двух месяцев необходимо этот штраф выплатить.

Для сведения: поправки в пункты 6 и 7 были внесены еще в 2017 году Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ “О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ”. Этот документ и установил правила, о которых говорит Разворотнева.

И добавляет: “Если не реагирует тот, кто предоставляет коммунальные услуги, то необходимо обращаться в Госжилинспекцию, которая обязана следить за правильностью расчетов”.

Как это работает?

“Половина от неправильно начисленной суммы должна быть компенсирована собственнику. Но не живыми деньгами, – пояснила Разворотнева. – А в качестве перерасчета за последующий месяц. Например, выставили человеку в платежке лишние 300 рублей, соответственно от последующего платежа ему должны 150 рублей сминусовать”.

Банковскую комиссию по платежам за коммунальные услуги запретят

Однако, по словам эксперта, этой возможностью мало кто из потребителей пользуется реально: “Правоприменительная практика такова, что сложно доказать, что тебе неправильно начислили.

Есть, конечно, очевидные вещи: неправильно указали количество проживающих людей или квадратных метров. В основном завышают объемы тепла. Но чтобы это проверить, нужно сличать показатели с температурным графиком.

Это очень сложно доказать”.

Поэтому, если и вводить дополнительные штрафы для поставщиков коммунальных услуг, то надо сначала разобраться с этими новеллами Жилищного кодекса. Например, сделать их более доступными для применения.

Возможно, с принятием нового закона, эти два пункта статьи 157 Жилищного кодекса вообще будут упразднены. Но в любом случае, чем бы их ни заменили, они не должны повторить проблем своих предшественниц. Чтобы потребители коммунальных услуг, то есть мы с вами, могли без проблем воспользоваться своим правом и вернуть переплаченные деньги.

Предлагается запретить отключать должникам коммунальные услуги

Какие поправки в статью 157 Жилищного кодекса будут содержаться в новом законопроекте, пока не ясно. “Российская газета” дозвонилась до главы Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской и попросила ее прокомментировать эту новость.

“Пока обсуждать нечего, – отрезала Галина Петровна. – Когда увижу проект – тогда и буду комментировать. Пока я о нем слышала только на уровне обсуждения в прессе”. И добавила: “Теоретически, конечно, такая возможность существует, ведь сейчас есть прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями”.

Но тут надо отметить, что не все жильцы перешли на прямые договоры. Многие по-прежнему платят деньги за коммунальные услуги через управляющую компанию. И если в новом законе будут фигурировать только те, кто непосредственно поставляет тепло, воду и оказывает прочие коммунальные услуги, то надо будет потом вносить поправки по управляющим компаниям.

Платить за услуги ЖКХ можно в рассрочку, но не все об этом знают

Вообще, по словам Галины Хованской, другим документом – 354 Постановлением Правительства РФ – уже утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

В частности, установлено, в каких случаях осуществляются перерасчеты по коммунальным услугам, в том числе, если они не предоставлены или оказаны некачественно.

Светлана Разворотнева также считает, что существующего механизма перерасчета, установленного 354 Постановлением Правительства РФ, вполне достаточно.

Мнение Минстроя

“РГ” отправила запрос в Министерство строительства и ЖКХ России, чтобы прояснить позицию ведомства. И вот какой ответ мы получили:

Управляющие компании отнеслись формально к экономии света и тепла в домах

– Законопроект готовится, так как на сегодняшний день нормами, содержащимися в частях 6 и 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, урегулирована ответственность исполнителя коммунальной услуги за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу перед собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного, либо муниципального жилищного фонда. Ответственность исполнителя коммунальной услуги за аналогичное нарушение перед собственниками жилого дома, части жилого дома, в настоящий момент не урегулирована жилищным законодательством. Это ограничивает права и законные интересы собственников жилых домов.

Таким образом, принятие законопроекта позволит устранить имеющиеся пробелы в законодательном регулировании ответственности исполнителя коммунальной услуги перед потребителем за нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу.

Источник: https://rg.ru/2020/01/11/v-rossii-uzhe-vveli-shtrafy-pri-zavyshenii-cen-na-uslugi-zhkh.html

Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД

Жкх завышает ставки по содержанию жил пом

Размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме нередко становится предметом судебных разбирательств между собственниками помещений и управляющими организациями.

Сегодня расскажем, признал ли Конституционный Суд РФ незаконным решение ОСС об установке разных тарифов для собственников жилых и нежилых помещений в МКД.

Почему решение ОСС возмутило собственника помещения в МКД

Общее собрание собственников установило разные размеры платежей за содержание общего имущества в многоквартирном доме для жилых и нежилых помещений.

Собственник жилого помещения этого МКД не согласился с таким решением, посчитал, что оно принято с нарушением процедурных норм и ставит владельцев жилых помещений в невыгодное положение по сравнению с владельцами нежилых помещений.

Он попытался оспорить решение ОСС в суде, но ничего не получилось. Районный суд и судебная коллегия отказали в удовлетворении требования о признании решения общего собрания недействительным.

Такое решение суды аргументировали отсутствием в действующем законодательстве запрета на установление дифференцированных тарифов за содержание и ремонт общего имущества в МКД в зависимости от назначения и размещения помещений.

Дальше был Верховный Суд РФ, который отказал собственнику в рассмотрении дела. Это стало поводом для обращения в Конституционный Суд РФЧто нужно знать о нарушении правил пользования ОИ в МКД

С каким требованием обиженный собственник обратился в кс рф

В Конституционный Суд РФ собственник обратился с намерением оспорить конституционность:

  • ст. 181.4 ГК РФ, предусматривающей основания и порядок признания недействительным решения оспоримого решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ст. 181.5 ГК РФ, устанавливающей основания ничтожности решения собрания гражданско-правового сообщества;
  • ч. 1 ст. 185 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущества путём внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.

Заявитель сослался на то, что оспариваемые им положения закона противоречат ч. 2 ст. 6 и ч. 1, 2 ст.

19 Конституции РФ, так как они не предусматривают запрет установления ОСС дифференцированных тарифов за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений и препятствуют признанию судом таких решений недействительными.ПП РФ 1498: особенности содержания общего имущества в МКД

Какие аргументы предоставил КС РФ

П. 1 ст. 130 ГК РФ признаёт самостоятельными объектами недвижимого имущества в многоквартирном доме жилые и нежилые помещения, а также машино-места.

Наличие права собственности на помещение в МКД обуславливает и наличие права общедолевой собственности на общее имущество в таком доме. Участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество платить налоги, сборы и иные платежи по этому имуществу, а также издержки по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несёт собственник, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения в таком доме (ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).

Справедливое распределение расходов между собственниками помещений в МКД обеспечивается ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, которая закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения в МКД его доле в праве общей собственности на общее имущество, что согласуется с содержанием ст. 19 Конституции РФ.

Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на СОИ МКД зависит от способа управления таким домом. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 закрепляет обязанность собственников нести бремя расходов соразмерно их долям в праве общей собственности.

К многоквартирным домам, управление которыми осуществляют собственники помещений, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иные потребительские кооперативы, не установлены конкретные правила, предписывающие или исключающие возможность учёта особенностей помещений в МКД при определении размера платежей на содержание общего имущества в таком доме.

Действующее законодательство не исключает возможности учёта при принятии на ОСС решения о размере платы за содержание общего имущества особенностей помещений, а также иных объективных обстоятельств, которые при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников в МКД, могут служить основанием для изменения долей их участия в расходах по содержанию общего имущества.

При этом дифференциация размеров платежей не должна приводить к неравенству в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, утверждённый ОСС размер платы за содержание и текущий ремонт ОИ в МКД, работы и услуги по управлению домом не может устанавливаться произвольно, он должен обеспечивать содержание ОИ в МКД в соответствии с законодательством и отвечать требованиям разумности.

ЖК РФ не содержит специальных норм, закрепляющих основания признания ОСС в МКД оспоримым или ничтожным, поэтому в таком вопросе применяются положения главы 9.

1 ГК РФ:

  • решение собрание может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом;
  • основаниями для признания судом собрания недействительным являются нарушения требований закона – порядка созыва, подготовки и проведения, оформления документов собрания, которые могли повлиять на решение участников собрания;
  • решение собрание ничтожно, если противоречит основам правопорядка или нравственности, принято по вопросу, не включённому в повестку дня или вопрос не относился к компетенции собрания.

Ст. 46 ЖК РФ не препятствует собственнику помещения в МКД, не принимавшему участия в общем собрании собственников, на котором рассматривался вопрос об установлении платы за содержание жилого помещения или авшему против принятия решения, устанавливающему конкретные размеры платы, обратиться в суд, если он полагает, что его права и законные интересы нарушены.Как содержать лестницы в МКД

Что решил Конституционный Суд РФ

КС РФ решил, что п. 1, 3 и 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст.

158 ЖК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку содержащиеся в них положения соответствуют действующему правовому регулированию РФ:

  • все собственники помещений в МКД должны участвовать в расходах на содержание ОИ в таком доме;
  • объективные обстоятельства могут служить основанием для изменения долей участия собственников того или иного вида помещений в обязательных расходах по содержанию ОИ в МКД при условии, что дифференцияация размеров платежей не повлечёт за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в МКД, относящихся к одной и той же категории;
  • не исключают возможность признания судом недействительным решения ОСС.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что тарифы на содержание общего имущества для жилых и нежилых помещений в МКД могут отличаться.

Источник: https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/8513-mogut-li-otlichatsya-tarify-na-soi-dlya-zhilyh-i-nezhilyh-pomescheniy-v-mkd

Куда обращаться, если завышены коммунальные платежи 2020 – ЖКХ

Жкх завышает ставки по содержанию жил пом

Российское Правительство встало на защиту интересов своих граждан в сфере ЖКХ – им было внедрено положение, которое позволяет наказывать управляющие домом компании очень сурово, вплоть до половины переплаченной потребителем суммы. Но как можно добиться справедливости и куда обращаться, если завышены коммунальные платежи в 2020 г. простому обывателю, не сведущему в юридических тонкостях и обновлениях российского законодательства?

Необоснованное повышение тарифов ЖКХ

В основном начислениями за предоставление потребителям всех коммунальных и жилищных услуг занимается управляющая компания. Жильцы обязаны оплачивать выставленные счета в определенные сжатые сроки.

При возникновении спорных вопросов по увеличенным ставкам тарифов они могут обратиться в бухгалтерский отдел за расшифровкой начисленных сумм. И не всегда они имеют законное обоснование, зачастую компании сами завышают ставки оплаты, что в конечном итоге сказывается на кошельках жильцов.

У компании, управляющей всем домовым хозяйством, нет законных прав на самостоятельное изменение каких- либо тарифных ставок оплаты.

Даже если на самом деле издержки по обслуживанию дома увеличились, то об этом факте следует незамедлительно оповестить всех жильцов, только они на общем собрании смогут внести изменения в договорные отношения обеих сторон.

Без этой процедуры за подобные деяния предусматривается административная ответственность за превышение своих полномочий УК многоквартирного дома.

Чтобы обосновать свои требования по повышению ставок оплаты, руководство управленцев должно документально подтвердить увеличение своих расходов на ремонт или содержание всего хозяйства дома, и только после утверждения жильцами новых тарифов, они могут появиться в платежных квитанциях.

Если жильцами не было одобрено необоснованное повышение расценок, то у компании есть право на обращение в судебный орган за защитой своих материальных интересов.

И главное, жильцы и управляющая компания должны действовать в отношении друг друга как хорошие партнеры, поэтому любая самостоятельная деятельность не должна наносить вред второй стороне.

Как проверить?

Если доводы руководства вызывают сомнения, то инициативная группа от имени всех жильцов имеет право на затребование всей финансовой документации, касательно:

  • Итоговой стоимости произведенных работ по содержанию и ремонту всего домового хозяйства.
  • Проверки чеков и платежных документов на приобретение или поставку строительных материалов, ресурсов на осуществление прямой обязанности по обслуживанию многоквартирного дома.
  • Обоснованности выставленных цен на уплату работы бригады строителей, ремонтников, аварийных служб.

Такой подход должен осуществляться к каждой строке в платежных документах, в том числе и для потребителей ресурсов и услуг компании.

При заключении договора с УК собственники должны предусмотреть пункт о незамедлительном предоставлении всей отчетности инициативной группе по первому же требованию. Только так можно провести проверку расходования средств жильцов УК дома.

Законодательная база

Начиная с января 2020 года Федеральным Законодательством от 31. 12. 2020 г. За номером 485 в основной правовой акт в сфере ЖКХ были внесены изменения:

  • В статью 156 п. 11 ЖК РФ внесены корректировки: при выявлении неправомерно завышенного тарифа за услуги ЖКХ компания подвергается штрафным санкциям в размере до 50 % от суммы завышений.
  • Средства будут перечисляться в пользу плательщика услуг на его личный счет для зачета последующих платежей.

Если компания категорически отказывается представить финансовую и другую документацию группе жильцов, что требует обоюдное соглашение, то она подвергается административному штрафу по ст. 5.39 КоАП РФ.

Новыми положениями ст. 157 ЖК РФ оговариваются иные условия предоставления качественных услуг населению, предусматривается административная ответственность за неверный расчет стоимости услуг и ненадлежащее качество.

В частности, в статье даны разъяснения:

  • В случае поставки жизненно важных услуг потребителям с перерывами, отличающимися по нормативным требованиям, то пользователю делается перерасчет и оплачиваются штрафные санкции.
  • Если качество коммунальных или жилищных услуг оставляет желать лучшего, то поступают аналогично с предыдущим вариантом.
  • Исчисление расчетов проводятся на основании показаний счетчика по каждому ресурсу, а при его отсутствии применяются установленные органами местного самоуправления нормативы, с возможностью применения повышающего коэффициента.
  • За каждую предоставленную услугу расчеты ведутся по своим ставкам и правилам, с учетом качественного показателя.

Куда обращаться, если завышены коммунальные платежи?

В обязанности собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений входит своевременная оплата за потребленные коммунальные и жилищные услуги. А УК обязана их представить качественными и сделать правильные расчеты за их использование.

Обычно все расчеты производит сама компания, либо сведения могут передаваться в единый расчетный центр, на балансе которого находится несколько многоквартирных домов.

И если в платежной квитанции за последний месяц выставлены непомерно завышенные счета, то куда обращаться, если завышены коммунальные платежи ЖКХ? Ответственность по разбирательству возложена на несколько инстанций.

Управляющая компания

Именно на этой организации лежит все бремя ответственности за правильность начислений всех платежей, поскольку в ее документах храниться вся необходимая информация об предоставляемых услугах и тарифах, действующих на день расчетов.

При обнаружении неточностей в расчетах следует придерживаться такого порядка действий:

  • Получить сведения о размерах ставок на запрашиваемый период.
  • Проверить показания приборов учета и сравнить их с расчетными.
  • Обратиться в бухгалтерский отдел с ходатайством о проверке полученных сведений.
  • В случае получения отказа в проведении перерасчетов, следует обращаться в контролирующие органы с жалобой на УК.

Чтобы не быть голословным, следует заранее узнать, может быть, местные власти увеличили тарифные ставки, и расчет проведены верно. За уточнением можно позвонить по указанному в квитанции телефону, обычно ее предоставляют без дополнительных условий.

Контрольно-надзорные органы

В случае получения категорического отказа УК от перерасчетов по оплате, следует обращаться в органы надзора:

  • Роспотребсоюз – сюда подают жалобы о некачественных коммунальных или жилищных услугах, предоставленных жильцам, как отдельной квартиры, так и всего дома.
  • В Жилищную инспекцию обращаются при выявлении грубых нарушений в проведенных расчетах по платежам.
  • В Прокуратуру – это надзорный орган по соблюдению действующего законодательства, в его обязанности входит выявлений нарушений закона и составление представления в судебный орган для установления меры ответственности или наказания.
  • Суд – орган, позволяющий обжаловать вынесенные неправомерные постановления и распоряжения всех уровней власти, в том числе и действия управляющей компании. Но жильцы обязаны представить неоспоримые доказательства своей правоты, с полной выкладкой предварительно сделанных расчетов со ссылкой на правовые акты, действующие на момент судебных разбирательств.

Как оформить перерасчет?

Потребители услуг могут обращаться за проведением перерасчета за последние три года – именно такой срок давности установлен законом. Но для доказательства вам необходимы все платежные документы, которые были оплачены за этот временной период. И если они отсутствуют, то что-либо доказать будет весьма сложно.

Для подачи ходатайства о проведении перерасчета излишне начисленных сумм по коммунальным платежам можно обратиться в ту организацию, от имени которой был направлен платежный документ:

  • В компанию по управлению домом.
  • В жилищную организацию.
  • Напрямую поставщику услуг.

Ходатайство пишется в свободной форме, в 2 вариантах, но с обязательным перечислением выявленных недочетов и сроков выставления счетов.

Новую платежную квитанцию должны направить не позднее 30 суток после подачи заявления.

Ответственность за неправильное начисление квартплаты

Исходя из правовой нормы ст. 157 ЖК РФ, при неверном расчете платы за коммунальные и жилищные услуги, на ответственных лиц накладывается ответственность:

  • С обязательным перерасчетом допущенных нарушений в выставлении ставок по оплате.
  • Собственники квартир могут обратиться в надзорные органы за наложением штрафов и применением наказаний к лицам, намеренно завысившим установленные тарифы.

Любая мера наказания может быть наложена как по коллективному обращению граждан, так и в единоличном порядке, с приложением документального подтверждения неправомерности начислений УК дома.

На видео о тарифах ЖКХ

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://realtyurist.ru/kommunalnye-platezhi/kuda-obrashhatsja-esli-zavysheny-kommunalnye-platezhi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.